Как пишет nbaa, рынок бортовой связи остаётся одним из самых перспективных и быстрорастущих сегментов деловой авиации и на то есть весомая причина. Клиенты, использующие бизнес авиацию, настаивают на постоянном подключении к интернету или сотовой сети, чтобы они могли в любой момент делать всё от просмотра электронной почты и веб-сёрфинга до возможности написать сообщение или поговорить, используя смартфон или любое другое устройство, пока они находятся в полёте.
Прошли те времена, когда подобные услуги рассматривались как привилегии . Пассажиры требуют постоянного подключения от взлета и до посадки, как для внутренних, так и международных рейсов. И они ожидают, что скорость подключения будет такой же быстрой как та, которую они имеют в своих домах или офисах, что оказывает давление на владельцев и операторов, поскольку они должны быть уверенны, что бортовые системы связи способны удовлетворить эти требования.
Когда-то, пассажиры могли принять компромисс в виде бортовой системы WI-FI, доступной на деловых самолётах, но это быстро меняется. Это объясняется, в частности тем, что коммерческие авиакомпании всё чаще предлагают более быстрые услуги связи. Клиенты бизнес авиации теперь ожидают, что владельцы и операторы обеспечат не только доступ в интернет, но также гарантируют, качество связи, по меньшей мере, равное тому, которое предлагают коммерческие авиалинии.
ОЖИДАНИЯ ОТ ВСТРЕЧИ
“Мы часто слышим о неоправдавшихся ожиданиях,” – сказал директор технических разработок NBAA, Илай Котти. “Вы летали на коммерческих самолётах, затем пересели на бизнес авиацию, и вдруг оказывается, что связь здесь медленнее.”
Углубившись в ситуацию, Котти добавил, что на деловом самолёте, как правило, всего несколько людей имеют доступ к Wi-Fi системе, в то время как на коммерческих самолётах может быть более 100 человек, использующих её одновременно. “Совершая полёт в частном самолёте, вы предполагаете, что связь будет лучше,” – сказал Котти.
Большая часть недовольства клиентов может быть вызвана несколькими факторами, включая отсутствия понимания сложностей вокруг обеспечения связи на борту самолёта, который летит на скорости свыше 500 миль в час, находясь на 4000 футов над землёй, всё время взаимодействуя с множеством наземных спутников и систем, которые помогают обеспечить пассажирам и экипажу подключение к Интернету и к каналу передачи данных в течение всего полёта.
Кроме того, некоторые эксперты говорят, что многие поставщики товаров и услуг, для обеспечения связи, плохо выполняют свою работу, направляя владельцев коммерческих и частных самолётов, через путаницу доступных вариантов связи.
“Есть слишком много вариантов выбора и это одна из тех вещей, что сбивает с толку, отдаляя многие авиакомпании от предоставления интернета на борту своих самолётов,” – сказал Стив Ньюэлл, коммерческий директор True North Avionics, Inc., лидирующего поставщика интернет связи для деловых самолётов большой дальности. “Всё это очень сложно, и я не знаю, почему мы как индустрия сделали ее такой. В компании True North, мы пытаемся упростить сложившуюся ситуацию.”
Несмотря на сложности и затраты, все больше и больше бизнес самолётов начинают предлагать интернет связь и Wi-Fi для своих клиентов. И эта тенденция только продолжит ускоряться. “Я прогнозирую, что в течение 15 лет, 98% всех летательных аппаратов, будут иметь как минимум один вид связи,” – сказал Марк Ван Беркель, исполнительный директор True North.
Желание обеспечить свои самолёты связью может быть видно на многих ремонтных и обеспечивающих технической поддержкой предприятиях, обслуживающих бизнес самолёты. Например, Duncan Aviation, крупнейшая в мире частная компания по модификации самолётов, предприятия которой располагаются в Батл-Крик; Мичигане; Линкольне, Небраске; Прово, штат Юта, по состоянию на конец сентября, установила более 800 модулей бортовых Wi-Fi систем.
“Как по мне, всё это просто замечательно,” – сказал Гэри Харпстер, главный управляющий по продажам модификаций для самолётов в Duncan Aviation. “И это только в наших цехах, так что подумайте обо всех остальных предприятиях которые, устанавливают их, и станет понятно, что огромное количество людей имеют Wi-Fi системы на своих самолётах.”
Всё чаще эти системы предлагают не только интернет доступ, но и возможность для клиентов на борту отправлять текстовые сообщения и говорить, используя свои смартфоны. Кроме того клиенты хотят иметь возможность прослушивать музыку и просматривать видео, а также проводить видеоконференции на борту самолёта. И, естественно, они хотят иметь возможность смотреть потоковое видео и телевизионные программы, в том числе спортивных мероприятий в прямом эфире.
Всё это подталкивает провайдеров наземных и спутниковых систем обеспечивать ещё более высокую пропускную способность, чтобы удовлетворить подобные запросы.
“Двадцать пять лет назад, во время открытия AirCell, связь воспринималась как инструмент для работы; повышающая продуктивность вещь,” – сказал Серхио Агуирре, генеральный управляющий Gogo Business Aviation и старший вице-президент. “Сегодня… люди больше не рассматривают связь как часть работы. Они ассоциируют её со всем образом жизни, будь то отдых, игры или работа.”
РАССМОТРЕНИЕ СТОИМОСТИ
Так как же владельцы и управляющие бизнес самолётами справляются с этими требованиями и меняющимися тенденциями, особенно учитывая стоимость и технические стороны вопроса?
Ответ начинается с анализа того, как ваш самолет используется. Совершает ли он в основном полёты только внутри страны или это международный самолёт, а может оба варианта.
С этого начинается составление бюджета и решения вопроса как эффективно это обеспечить. Тогда это переходит к выбору подходящего оборудования.
“У вас уже должно быть установлено что-то вроде инфраструктуры, и конечно при выборе оборудования вы должны помнить о той задаче, которую вы хотите выполнить,” – сказал Беркель из True North. “Есть несколько вещей, которые должны быть установлены – это точки доступа Wi-FI, переключатели, телефонные аппараты. Вам нужны основные вещи инфраструктуры, как если бы вы монтировали интернет себе в офис.”
Это помогает понять основные элементы, необходимые для установки Wi-Fi систем в самолёт. Конечно это деловой самолёт, поэтому нужно учитывать вес и размер для оборудования и антенн внутри и снаружи самолёта. Кроме того, вам нужна система с низким потреблением энергии и высокой надежностью.
И сколько всё это будет стоить?
Основная наземная система, по данным Harpster, может быть установлена за сумму от 100,000 до 160,000 долларов. Однако, добавил он, цена может быть выше в зависимости от того, как много салона самолёта потребует переместить, чтобы установка могла вместиться.
“Некоторым самолётам требуется удалить большую часть салона, чтобы добраться до нижней области самолёта для установки антенн”, - сказал он. “Если вы хотите, чтобы на вашем самолёте была возможность спутниковой связи, то вам нужно будет модифицировать телефонные аппараты и переделать дорожку для предоставления напитков клиентам.”
Строение средней наземной системы:
• Спутниковая антенна, установленная на внешней поверхности самолёта и обтекатель, который её покрывает
• Оборудование, которое поддерживает антенну в нужном направлении спутника
• Бортовой сервер, который подключает оператора, предоставляющего услуги связи, к устройствам пассажиров
• Маршрутизатор, обеспечивающий сетевое покрытие в салоне
Обеспечение хорошей связи для самолётов, совершающих полёты внутри страны довольно просто, учитывая, что большинство подключений осуществляется по типу “воздух-земля”. Международные полёты предъявляют большие требования к оборудованию, поскольку связь производиться по средствам спутников. И, конечно, такой тип соединений является более дорогим.
В последние годы затраты на установку начали снижаться, как и размер такого оборудования, как например, антенна.
“Если вернуться во времена до появления сети "воздух-земля" компании Gogo Biz, то чтобы подключить самолёт к сети вам бы потребовалось от 300,000 до 500,000 долларов”, - сказал Агуирре. “ Нужно было иметь очень большое оборудование, чтобы справиться с огромными антеннами, которые помещались только на крупном корпусе.”
Сегодня компания Gogo, предлагает настолько маленькое оборудование для наземно-воздушных систем, что компании могут установить системы связи даже очень небольшие самолёты. “Размер коснулся не только оборудования и антенн, но и стоимости полёта для пассажиров.” – сказал Агуирре.
ОГРАНИЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧИ
С взрывным ростом рынка персональных электронных устройств, охватывающего всё от компьютеров до планшетов и смартфонов, спрос на услуги быстрой связи, подталкивают провайдеров для предложения всё большей пропускной способности. По мнению экспертов это остаётся самой большой проблемой, которую осталось преодолеть. “Если на самолёте вы способны добиться скорости от 2 до 3 мб/c (мегабит в секунду), то вы отлично справляетесь,” – сказал Харпстер.
Ньюэлл из True North добавил: “Новейшие спутники, которые передают сигнал в ku и ka-диапазонах, при хороших условиях позволят вам пользоваться интернетом со скоростью где-то 10-15 мб/c.”
В то время как это представляет собой значительное улучшение по сравнению со скоростью в 120 кбс, которая была повсеместно десять лет назад, тем не менее, этого всё ещё не достаточно, чтобы пассажиры могли позволить себе просмотр онлайн видео, особенно фильмов. Имейте в виду, что скорость передачи в 100-150 мб/c это обычная скорость передачи для широкополосных систем.
“Существует два фактора, которые являются очень существенными, поскольку относятся к авиации и потоковой передачи информации,” – сказал Агуирре в Gogo. “Эти факторы выражают два вопроса: ‘можно ли это сделать?’, и ‘выгодно ли это коммерчески?’”
Ответ – Да, это можно сделать, но учитывая затраты, большинство операторов могут найти их слишком дорогими.
Ван Беркель сравнивает это с одним клиентом, который около десяти лет назад решил провести прямую трансляцию Суперкубка на борту. ” Но потом он понял, что было бы дешевле прийти на Суперкубок, посмотреть его прямо с трибуны, а затем забрызгать всё шампанским, когда выиграет его команда,” сказал он. “Это выполнимо, но это просто не рентабельно.”
Другим фактором, ограничивающим скорость передачи, является размер антенны, который вызывает очень много проблем, особенно на борту небольших самолётов. Не удивительно, что в этой области ждут больших усовершенствований.
“Мы слышим от производителей, что следующим прыжок в развитии затронет антенны”, - сказал Котти, работник NBAA. “Многие пальцы скрещены в надежде на новые высокие технологии, которые позволят добиться большей эффективности от антенн такого же размера.”
ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС ДЖЕТОВ
Между тем, поставщики услуг выходят на новый уровень, предлагая более быстрые и комплексные услуги, специально рассчитанные на пользователей деловых самолётов.
Например, компания Gogo в начале следующего года запустит свою новую услугу под названием Gogo Biz 4G, которая является специально разработанным дополнением для технологии “воздух-земля”. В ней используются сеть “воздух-земля” и технологии, прошедшие сотни тысяч часов испытаний на борту тысячи деловых и коммерческих самолётов. Пакет оборудования Gogo Biz 4G будет включать в себя двухдиапазонный 802.11ac Wi-Fi и одну маленькую коробочку, с помощью которой, вы сможете управлять множеством других функций.
Компания True North анонсировала этим летом новую технологию предоставления связи Connected.aero. Компания рекламирует Connected.aero, как первое гибридное решение проблемы облачности, предназначенное для усиления сигнала.
Между тем, Роквелл Колинз представил новую услугу Jet ConneX (JX), как часть пакета услуг ARINCDirectSM. Она обеспечивает высокую скорость широкополосного подключения, которая сопоставима со скоростью, получаемой от оптоволоконного кабеля. Роквелл также сказал, что это первая скоростная сеть ka-диапазона, поддерживающая глобальное обслуживание с неизменно высоким качеством и скоростью.
Во всех случая системы являются непрерывными. Через маршрутизатор система выберет лучший канал для приёма сигнала. Над землёй это может быть система наземно-воздушной связи, в то время как во время полёта над открытым морем, системы будет выбирать самый доступный и сильный сигнал со спутника.
Чтобы уменьшить затраты, сеть Gogo первого поколения “ воздух-земля” не позволяет просматривать потоковое видео из-за ограниченности доступной полосы пропускания.
“Это было предметом разногласий с нашими клиентами, именно поэтому мы запустили 4G ATG”, сказал Аугирре. “Используя 4G ATG мы больше не будем блокировать потоковые файлы.”
Во время полёта пассажир, например, желает посмотреть фильм, и чтобы помочь компании снизить затраты, система Gogo позволяет пассажиру выбрать из фильмов, которые уже загружены и хранятся на самолёте.
Кроме того, продукт подразделения Optelity Pro , компании True North, сервис Connected.aero использует различные методы, чтобы уменьшить проседания сеанса передачи данных, такие как обновления в фоновом режиме, блокировка непрерываемой информации, обрываемые соединения и многое другое. Вдобавок, сжатие и ускорение позволит увеличить пропускную способность, используемых каналов связи, что уменьшит передачу данных источнику.
Между тем, бортовой маршрутизатор компании Роквелл Колинз создаёт единую сеть с возможностью давать приоритет трафику, для эффективного управления через одно устройство всем набором возможностей подключения.
Возможность подключиться к источнику питания внутри самолёта также является важным фактором для рассмотрения. В наши дни пассажиры ожидают увидеть зарядные USB-устройства на своих местах, таким образом, их смартфоны, планшеты и другие устройства будут полностью заряжены при приземлении. True Blue Power, подразделение Mid-Continent Instrument Co., Inc., предлагает линейку самолётных инверторов и источников питания, а также небольшие зарядные USB-устройства, которые помещаются в пассажирские подлокотники, спинки или каркасы сидений.
Компания также производит инвертор, который преобразует 28 вольт от самолёта в 115 В переменного тока. Инверторы работают в диапазоне от 250-1,200 Вт.
“Мы видим возможность использовать сетевые розетки и USB-порты для зарядки всех типов устройств”, - сказал Том Дженовезе, менеджер по работе с клиентами True Blue Power. Дженовезе сказал, что инвертор был хитом коммерческих авиалиний, но за последние несколько лет обрёл такую же популярность среди пользователей бизнес авиалиний.
“Мы один единственный поставщик, который получил разрешение FAA TSO,” сказал он. “Данное разрешение TSO очень помогло многим монтажникам пройти более простой путь от установки в кресле или кабине самолёта до сертификации.” По сравнению с подключением другого оборудования, USB-порты имеют доступную цену в 400 долларов.
“Он состоит из двух портов, которые обеспечивают мощность около 3 ампер”, - сказал Дженовезе. “ Установка очень проста, всё, что нужно сделать, это подключить питание и заземлить подход к блоку. Так установка трёх портов по салону, включая затраты на оборудование, может стоить примерно 1,000-1,500 долларов .”
МЕНЯЮЩИЕСЯ ТЕХНОЛОГИИ
Ещё одна проблема, с которой сталкиваются владельцы и операторы это рынок, на котором технологии быстро меняются. Было запущенно множество новых низкоорбитальных спутников, что, по мнению экспертов, позволит повысить скорость соединения и качество передачи. И поставщики услуг все чаще предлагают дополнительные сервисы, которые могут быть добавлены к уже существующим без необходимости повторной установки нового оборудования.
Например, компания Gogo в сентябре анонсировала второе поколение сети “воздух-земля”, которое использует технологию под названием LTE. Она будет предоставлять скорость подключения до 100 мб/c, сказал Агуирре, и будет предлагаться в качестве обновления для первого поколения системы.
“Это не полноценная замена наших сетей,” – сказал он. “Она будет использоваться в сочетании с нашим нынешним лицензированным диапазоном.”
Более того, в сентябре True North представил свою новейшую систему коммуникаций для каюты, Simphone Pro со специальной программой для обновления устаревших Simphone. Новая продукция выполняет все возможности старых систем с дополнительной эффективностью.
Система Simphone Pro предлагает передовые вычислительные мощности и обновлённые Wi-Fi возможности, которые увеличивают производительность и позволяют использовать новейшие технологии. Кроме того, покупатели системы имеют возможность приобрести членство Optelity Care. Это членство даёт право покупателю получить полный возврат “без вопросов”, и распространяется на все программное обеспечение и обновление оборудования. Владельцы Simphone Pro, также получают бесплатный доступ к Connected.aero.
СТАНДАРТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПАССАЖИРОВ
Наконец, ещё одна проблема, с которой сталкиваются владельцы и операторы самолётов это требования пассажиров, особенно когда они настаивают на необходимости доступа к сети. Это особенно важно на международных рейсах, где пропускная способность спутника может быть очень дорогой, тем более, при передаче потокового контента. Поэтому операторам следует призывать пассажиров выполнять задания, нагружающие сеть, на земле или рядом с вышками ATG, когда трафик дешевле.
“Если в самолётах такая дорогая связь, зачем она тогда нужна?” – сказал Котти. “потому что, большая её часть управляет вашими устройствами.”
На международных рейсах, сказал Хапрстер, важно понимать, когда клиенты будут требовать максимальный доступ.
“Как правило, когда люди направляются в Европу, самолёт вылетает вечером”, - сказал он. ”Пассажиры засыпают после 30 минут полёта, так и продолжая спать всю дорогу. Когда они возвращаются, они покидают аэропорт утром и летят в течение всего дня. Вот когда они будут использовать интернет. Получается, вы тратите деньги только на половину полёта; на обратный путь. Это то над чем стоит подумать.”