Начнем с украинской авиации и на ее примере станет более понятная ситуация про российскую. Украинская боевая авиация с начала войны и по сегодняшний день представлена фронтовыми бомбардировщиками Су-24М, штурмовиками Су-25, истребителями Су-27 и Миг-29, штурмовыми вертолетами Ми-24. Украина выжала из этих самолетов и вертолетов большее, чем они способны. Однако, личного энтузиазма недостаточно, когда железо из 80-х.
Проблема украинской военной авиации состоит в том, что практические все боевые самолеты были произведены около 35 лет назад и с тех пор так называемые модернизации представляли собой фактически лишь капитальные ремонты с косметическими доработками БРЭО (боевого радиоэлектронного оборудования). Фактически после всех апгрейдов реальные боевые характеристики остались на прежнем уровне. В первую очередь потому что на подвеске украинской авиации в начале 2022 года находились все те же древние ракеты и набор неуправляемого вооружения из 80-х.
Это вызывает недоумение у западных коллег и раздражение у граждан Украины, которые обвиняют власти в том, что они оказались не готовыми к войне, особенно в воздухе. Дело в том, что в нормальных странах в 21-м веке самолет из 70-х очень легко превращается в современную, конкурентноспособную машину, способную эффективно работать на любом поле боя. Стандартный комплект следующий. Новейшие системы связи и обмена данными, интегрирующие самолет в цифровое поле боя, чтобы борт имел такую же ситуационную осведомленность, как и самые современные приборы. Современная радиолокационная станция (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и контейнеры оптико-электронной разведки и наведения, которые дают старой платформе современное зрение. Современные комплексы РТР и РЭБ на борту. Современное вооружение на подвеске. Благодаря такой модернизации любой тип 4-го поколения превращается в современную боевую машину, способную эффективно работать бок о бок с 5-м поколением, сражаться против 5-го поколения, работать против современных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК).
По сути 4-е поколение из 70-80-х превращается в современный самолет благодаря электронному обвесу, который интегрируется в старый планер. Летные тактико-технические характеристики 4-го поколения достаточны для большинства задач 21-го века. А вот электроника 70-х проигрывает современной с разгромным счетом. F-16A или Миг-29А могут соревноваться между собой, но ничего не способны противопоставить Су-35 или F-16Cblock50. Разрыв возможностей электронных систем соответствует разнице стоимости. F-16 на заре своего существования стоил около 5 млн долларов за штуку. Сегодня в современном электронном фарше он обходится более 70 млн.
Отдельный акцент нужно сделать на вооружении на подвеске. Самолет 21-го века должен использовать вооружение 21-го века. Можно нафаршировать самолет любой электроникой, но при номенклатуре авиационных средств поражения из 70-80-х возможности будут на уровне оружия. Также стоит понимать, что подвешивание под старый самолет современных средств поражения тоже не приводит к качественному росту его возможностей.
Пример -модернизация турками штурмовой авиации Азербайджана, украинские ВВС это продемонстрировали в деталях. В России тоже сделали что-то, но на свой манер и со своими особенностями.
Украинская боевая авиация на начало 2022 года представляла собой воздушные суда, произведенные еще во времена СССР, т.е. более 30 лет назад, в состоянии разной степени обслуживания. Украина, как и большинство постсоветских стран не имела возможности поддерживать в эксплуатационном состоянии все доставшееся от СССР и авиация деградировала. Часть наследства было продано по дешевке, часть поддерживалась в летном состоянии для "задач обороны" и удовлетворения политических амбиций, часть просто гнила в отстойниках без запуска систем на протяжении десятилетий. И если советский танк из 50-60-х еще кое-как запускается, хотя и имеет боевые характеристики соответствующие слою ржавчины, то простоявшие 10-20 лет под открытым небом самолеты требуют капитального ремонта. И в таком состоянии Украина вступила в полномасштабную войну.
Надо отдать украинцам должное. В последние годы командование и личный состав ВВС Украины не имели денег на кардинальное улучшение матчасти, однако, украинцы умело распорядились тем, что есть. Боевые сети вроде "Вираж-Планшет" на гражданских компонентах со сбором информации из всех доступных источников, включая гражданские наблюдения за небом, а также продуманная система взлетно-посадочных площадок и укрытий, позволяют украинской авиации выживать после массированного удара в первые часы по аэродромам и после почти 2 лет войны с превосходящими силами противника. Однако, возможности украинской авиации крайне скромны.
Украинская авиация действует в режиме специальных военных операций, которые получается проводить при определенных условиях. Патрулирование воздуха по защите воздушного пространства страны, регулярные удары по земле, операции против ПВО, поддержка сухопутных войск — все это украинские ВВС делать не способны. Украинская авиация иногда заходит в открывающиеся окна на месте уничтоженного российского ПВО, нанося удары по российским наземным позициям. Украинская авиация пытается участвовать в перехватах дронов и крылатых ракет. И украинская авиация пытается применять с подвески своих древних самолетов современное натовское вооружение.
Украина с лета 2022 года получает из НАТО современные авиационные средства поражения. Украина получила и продолжает получать противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM, крылатые ракеты Storm Shadow, управляемые бомбы JDAM-ER. Применение этого современного вооружения НАТО оказалось очень своеобразным. Ракеты ПРР AGM-88 HARM повесили на истребители Миг-29 и Су-27. Ракета способна успешно поражать РЛС ЗРК противника на расстоянии 100-150 км и могла бы стать серьезной угрозой для российских ПВО. Однако, HARM общается фактически только с гашеткой самолета-носителя. Для полноценного применения этой ракете необходимо целеуказание с борта носителя. На борту самолета должна быть станция радиотехнической разведки (РТР), которая засекает излучение работающих РЛС противника.
Станция РТР считывает точные координаты нахождения антенны и передает эти данные на ракету. Ракета зная координаты цели летит в эту точку в автономном режиме. При этом ракета использует свой датчик обнаружения излучения РЛС. HARM постоянно корректируется на излучение РЛС ЗРК. В то же время если РЛС выключается, ракета помнит ее координаты и летит по ним. Что также важно. С истребителя на ракету передаются также данные о РЛС. Ракета после пуска знает характеристики излучения и наводится на них. У станции РТР на борту истребителя есть возможности селекции различных РЛС и она передает на ракету точные данные о РЛС, которых HARM должен придерживаться. И всего этого нет при применении AGM-88 с Су-27 или Миг-29. Фактически украинский пилот получает данные извне, что в таком-то районе работает российская РЛС, пилот подходит максимально близко и выпускает в сторону РЛС ракету HARM. Дальше остается лишь надеяться на то, что ракета после пуска сможет самостоятельно найти российскую РЛС. У HARM есть режим самостоятельного поиска целей после пуска и украинские самолеты могут надеяться только на него. В ракету на земле можно заложить типовые характеристики российских РЛС. Но как показало фактическое применение HARM с украинских самолетов, реальная эффективность не высокая. Стрельба этой ракетой наугад по источникам излучения очень сильно зависит от удачи.
Чуть лучше ситуация с бомбами JDAM-ER. В эти бомбы можно заложить координаты цели до вылета, после чего самолет выходит в нужную точку от которой бомба долетит до нужных координат, сбрасывает бомбу и та самостоятельно летит по заложенным еще на земле координатам. При этом теряется гибкость применения. Удары можно наносить только по координатам, которые известны до вылета. Пилот Су-27 или Миг-29 просто нажимает на гашетку, не имея возможность внести в бомбу свежие координаты. Натовский пилот при применении таких бомб получает самые свежие данные от наземных наводчиков, находящихся в соприкосновении с противником, после чего в течении считанных минут бомба приходит в цель. Благодаря этому Натовские самолеты могут уничтожать противника здесь и сейчас, а не стрелять по предполагаемым местам, где возможно что-то было несколько часов назад. Известны успешные случаи нанесения ударов по российским штабам вблизи линии боевого соприкосновения. Однако, стрелять этими бомбами по российским траншеям дороговато. Да и бомб дали не много. В больше степени для экспериментов. На конец 2023 года бомбы семейства JDAM на подвеске украинских истребителей не сыграли существенной роли на поле боя.
Зато ощутимым стало применение крылатых ракет типа Storm Shadow и SCALP. При этом украинская авиация снова выступает статистами и пилоты самолетов лишь привозят ракеты в подходящий район и нажимают гашетки сброса. В качестве носителя были назначены Су-24М, которые создавались для полетов на малых высотах. До вылета в мозги крылатой ракеты заносятся координаты цели, а также возможная траектория подхода до цели. Су-24М доставляет ракету в подходящую точку, позволяющую достичь цели, после чего пилоты, как и в предыдущих сценариях, сбрасывают ракету. Важно понимать, что современная крылатая ракета типа Storm Shadow по вычислительным способностям и стоимости превосходит своей носитель типа Су-24М. Ракета летит только по координатам, однако для достижения целей она использует не только инерциальную навигационную систему со спутниковой коррекцией, но и коррекцию по рельефу местности, а также инфракрасную камеру. Благодаря этому ракета неуязвима для систем радиоэлектронной борьбы. Этого оказалось достаточно, чтобы подавляющая часть европейских крылатых ракет успешно проходила через защиту российского ПВО и поражала крупные стационарные цели. Это одно из самых эффективных средств, которые передавались Украине. Однако, стоимость в несколько миллионов долларов за штуку делает эти изделия очень дефицитными.
По итогам попыток использования современных авиационных средств поражения с подвески старых украинских истребителей наблюдается ситуация низкой эффективности для HARM и JDAM. Storm более результативны, но за счет высокой стоимости и высокой степени автономности.
К большому счастью для Украины российская авиация тоже не соответствует 2023 году, хотя и оказалась получше, чем украинская. Старые российские Миг-29, являются таким же хламом, как и украинские. Это старые самолеты, не проходившие модернизацию. Часть российских Су-27 прошла модернизацию, но это не привело к сколь-нибудь существенному росту их возможностей, потому что "модернизация" в большей степени представляла собой капитальный ремонт и замену совсем дерьмовых российских РЛС на просто дерьмовые. Эти самолеты вообще не участвуют в боевых действиях с Украиной.
Надо заметить, что модернизированные версии Миг-29 вроде Миг-35, Миг-29К и Миг-29СМТ тоже не участвуют в боевых действияхиз-за "выдающихся" летных характеристик этого истребителя завоевания господства в воздухе.
Миг-31БМ. Один из самых забавных истребителей в мире. Огромная куча железа, которая не способна в маневрирование, но зато обладает скоростью под 3 Маха и крейсерской более 2 Маха. В теории. Выдающиеся скоростные характеристики позволяли Миг-31 быстро реагировать на угрозы, а в случае удачной расстановки на поле боя уходить от противника и ракет на своей высокой скорости. В теории Миг-31 модернизировались в последние 30 лет. Улучшена РЛС и интегрированы ракеты Р-37М. На практике Миг-31БМ не умеет реализовывать свое скоростное преимущества, а в остальном отстает от Су-35.
Миг-31БМ сгнили до такой степени, что им запрещено разгоняться свыше 1.7 Маха. На больших скоростях возможно разрушение фонаря и элементов планера. В итоге Миг-31БМ представляет собой дорогой в обслуживании, сложный в пилотировании самолет. Интеграция дальнобойных ракет Р-37М позволяет ему иметь определенную эффективность в некоторых сценариях, но в целом самолет отсталый и доживает свои последние годы. Он имеет преимущества в дальнем бою перед украинской авиацией, но при столкновении с современными истребителями обречен.
Су-30СМ. Кастрированная версия Су-35. Его пытаются позиционировать как самолет управления, но на практике Су-30СМ имеет худшую РЛС, худшее оборудование, худшее вооружение. В самолете на заднем кресле возится балласт не дающий никаких реальных преимуществ. В первые недели войны Су-30СМ попытались активно участвовать, однако понесли потери и в настоящий момент прохлаждаются по тылам. На них нет дальнобойной российской ракеты Р-37М. У них плохо с управляемым вооружением для работы по наземным целям. В последние месяцы Су-30СМ отметились в охоте за украинскими морскими дронами, где применяли бортовые пушки. Хвастаться здесь российским ВВС нечем. При сокращении количества Су-35, Су-30СМ будут применяться чаще. Однако, без замены РЛС и интеграции лучшего российского вооружения, их возможности немногим лучше, чем у Су-27.
Су-35. Лучшее, что есть у российских ВВС и относительно работоспособное. Может применять все российское вооружение. Мощная РЛС с ПФАР, дальнобойные ракеты, противорадиолокационные ракеты. Иногда это все даже работает. Иногда стреляет НАРами и кидает фугасные бомбы в зоне боевых действий. Номинально в наличии менее 100 бортов. Су-35 имеет полное превосходство над украинскими истребителями за счет ракет Р-77 и Р-37М. При этом Су-35 бессилен перед украинской ПВО. В первые дни войны Су-35 сбивались старыми украинскими Буками и С-300. При этом системы предупреждения об облучении не работали. Су-35 получали удары зенитными ракетами внезапно для себя. Также сбитые Су-35 есть на счету у Patriot. Фактически у самого совершенного российского истребителя есть серьезные проблемы с работоспособностью станций РТР. Пилот понятия не имеет, что может находиться на прицеле и к нему уже приближается ракета противника. Отсталость немыслимая для 21-го века. Но у остальных российских самолетов ситуация еще хуже.
Су-24М. Занятный самолет, относящийся к хламу советских времен, но иногда способный на большее, чем Су-34. Например, применять противорадиолокационные ракеты, а также работать с телевизионным наведением ракет. У Су-34 на это способны лишь отдельные борта. При этом устаревшие летные характеристики по дальности у Су-24М, сложность управления, редко работающее БРЭО характеризуют его как устаревший. Су-24М долетывают свой ресурс за счет каннибализма других бортов. Отдельные борта проходят модернизации вроде интеграции прицельного комплекса "Гефест" или бомб УМПК. При попытках работать бомбами без крылышек или ракетами вроде Х-29, Су-24М очень быстро заканчивается. Собственные разведывательные возможности Су-24М символические. Обнаруживать цели через его оптико-электронный комплекс нереально, а радиолокационные средства работают всего несколько десятков минут после очередного ремонта.
Су-25 несмотря на попытки модернизировать, повысив выживаемость на поле боя в современных условиях, оказались такими же неэффективными, как и украинские. Самолет фактически бесполезен в условиях текущей войны и годится только на расстрел неба неуправляемыми авиационными ракетами (НАР). Непосредственная поддержка сухопутных подразделений, для которой он создавался, не осуществляется. Попытка установить на него бортовой комплекс обороны против зенитных ракет закончилась полным провалом. Российские Су-25СМ3 применяются только с неуправляемыми ракетами. При этом ресурс Су-25 на грани и самолеты летают с парой подвесных топливных баков и парой блоков НАР. Подвесить на них 4-6 блоков уже невозможно. При современной насыщенности поля боя ПЗРК и ЗРК ближнего радиуса, Су-25 заканчивается за несколько вылетов при попытке атаковать бомбами или НАР с пикирования. Бронирование уже не помогает.
Су-34 стали главной ударной силой российских ВВС этой войны. И продемонстрировали тотальную отсталость. Су-34 обладает относительно неплохой маневренностью и могут энергично летать на малых высотах. Это позволяло им в первый год войны иногда бомбить неуправляемыми бомбами со сверхмалых высот по координатам. Однако, вылеты были крайне рискованными и периодически Су-34 нарывались на ракеты. С 2023 года Су-34 начали применять бомбы с унифицированным модулем планирования и коррекции (УМПК). Применение крайне малоэффективно. Однако, благодаря дурацкой системе командования в ВВС РФ этот метод применяется все чаще. Сам по себе самолет забавен разницей между амбициями при создании и реальностью. Задумки о широкой номенклатуре управляемого вооружения в 90-е, закончились тем, что Су-34 является эффективным оператором неуправляемого вооружения. Он может стрельнуть НАРами. 45-тонный истребитель-бомбардировщик с НАРами. Он может кидать неуправляемые бомбы с неплохой точностью с высоты в несколько километров. Он может кинуть бомбы с лазерным или спутниковым наведением, запустить ракеты вроде Х-29. Часть бортов может применять ракеты Х-31 и Х-59. Фактически же тип никак не зарекомендовал себя в воздушных боях и оказался не способен на работу против ПВО. При этом, если бы для него расчистили небо от истребителей и ЗРК, Су-34 мог бы наносить удары по всей территории Украины вместо Калибров и Шахидов. Как он делал это в Сирии, где у гражданского населения не было никакого ПВО. Су-34 мог бы делать это дешевле и точнее. Но самолет неспособен работать в условиях ПВО и против ПВО.
Як-130 будучи призванными изменить подготовку пилотов, на практике оказались слишком дорогими. Большинство российских курсантов продолжают подготовку на чешских L-39. Як-130 оказались самолетом, который позиционируется как легкий штурмовик и продвинутый учебный самолет, однако на практике об их применении в небе Украины практически ничего не слышно. При попытке использовать на поле боя Як-130 продемонстрировал бы боевые возможности похожие на то, что делает Су-25, только без брони.
Ми-8. Основной транспортный вертолет россиян. Остальные типы редки и их применение эпизодично. У российской армии нет легких и средних вертолетов. Есть только тяжелые Ми-8 и сверхтяжелые Ми-26. Ансаты, Ка-226, Ка-62 и т.п. существуют для показухи и номинально. Вся тяжесть вертолетных перевозок русских несут Ми-8 и немного Ми-26. Вертолет является бестселлером для тех, кто не может купить себе современные европейские или американские тяжелые машины. Реальная боевая эффективность заканчивается на стрельбе НАРами и из пулеметов.
Ми-24. появляются на поле боя в микроскопических количествах.
Ми-24П, которые дожили до 2023 года. В столкновение с противником не вступают. Противотанковый комплекс безнадежно устарел, и оставшиеся Ми-24 годятся только для неприцельной стрельбы по предполагаемым объектам неуправляемыми авиационными ракетами.
Ми-35. Продвинутая модернизация 24-ки. Удивительное решения российского ВПК, которое ради распилов бюджета предложила на вооружение три штурмовых вертолета. Ми-35 может применять современные российские ПТУР, имеет БКО, но фактически расстреливает небо неуправляемыми ракетами. Как и остальные российские вертолеты, не участвует в непосредственной поддержке российских сухопутных подразделений ввиду низкой выживаемости под огнем ЗРК.
Ка-52. Как ни странно, при всей сложности оказался самым боеспособным российским штурмовым вертолетом и совершает наибольшее количество вылетов на расстрелы комбайнов ПТУРами и неба НАРами. В целом же вертолет является лучшим из русских штурмовых вертолетов, но при попытках оказывать непосредственную поддержку войск и применять ПТУРы на пределах своей реальной дальности, очень часто падает, а потом коллеги пишут в социальных сетях "вечного полета, братья". Реальная эффективность бортового комплекса обороны не позволяет выживать на поле боя с ПЗРК. Реальная дальность ПТУР вынуждает заходить в зону работы ПВО. Подавляющая часть демонстрируемых россиянами видео, где Ка-52 работает ПТУРами в реальности имеет за собой расстрелы не военной бронетехники, которая как правило прикрывается ПВО, а расстрелы сельскохозяйственной гражданской техники, а также подбитых остовов военной техники в серой зоне. Качество лучшей русской оптики на Ка-52 таково, что позволяет с гордостью расстреливать железобетонные конструкции и при этом заявлять, что это вражеская техника.
Ми-28Н. Вертолет обладает лучшей броней в мире среди вертолетов. Однако, непосредственной поддержкой войск не занимается. Потому что ПЗРК уверенно поражает любые попытки сделать летающий танк. Комплекс управляемого вооружения на уровне Ми-35 и является отсталым. Ми-28 иногда участвует в расстреле неба НАРами. Ночная оптика ночного охотника Ми-28Н такова, что полеты выполняются только в рамках показухи. Надежность вертолета тоже оказалась соответствующей и боевое применение эпизодическое даже на расстрелы неба НАРами.
Ка-52М и Ми-28НМ имеет смысл вынести в отдельную категорию. Это показательный пример того, насколько плохо ув России с модернизацией имеющихся бортов. Для того чтобы интегрировать на Ми-28 и Ка-52 ракету "изделие 305", русским пришлось выпускать новую модификацию и новые борта. Интегрировать эту ракету на старые борта в России не получилось. Изделие 305 является образцом современного вооружения мирового уровня. Это действительно неплохая ракета с дальностью более 14 км и высокоточным ручным управлением. В то же время возможности комплекса упираются в стандартные российские проблемы, штучное производство также не делает их существенным фактором на поле боя. Ракета слишком хороша и сложна для российского ВПК. Также судя по имеющимся свидетельствам у ракеты есть недостатки по управлению и она может промахиваться. Но главная проблема с изделием 305 в российское разведке, которой безраздельно руководят условные Петровы и Башировы. Операторы этой ракеты на последних секундах полета пытаются понять куда же направлять ракету.
За счет чего российские ВВС иногда одерживают победы над советскими украинскими истребителями? Ракеты Р-77 и Р-37М, плюс более мощные РЛС. Старые средства обнаружения и средства поражения на украинских истребителях не позволяют увидеть противника раньше и тем более - раньше выпустить ракету. У россиян же имеется ракета Р-77, которая при дальности более 100 км может выпускаться в режиме пустил-забыл с последующим разворотом и уходом носителя. В то время как украинские ракеты Р-27 нуждаются в подсветке от РЛС на протяжении всего полета. Р-27 проигрывает Р-77 с большим разгромом из-за необходимости подсветки. Истребитель или должен держаться под огнем, чтобы подсветить ракету, или срывать захват.
При этом у российских ВВС в наличии есть еще и ракета Р-37М, которая при неработающем оборудовании обнаружения облучения, может быть эффективна и против истребителей. Р-37М при дальности более 200 км и массе более полутонны является очень своеобразным оружием. Она эффективна против тяжелых самолетов, не имеющих возможности энергично уходить от ракет. И она эффективна против истребителей, которые не знают, что по ним выпущена ракета и они находятся под облучением РЛС. Часть украинских самолетов была потеряна из-за этих ракет. Советские станции предупреждения об облучении очень плохого качества и постоянно разрываются между дичайшей чувствительностью (реагируют на все излучения подряд как на угрозу) и отказами. Также стоит понимать, что у российского радиоэлектронного оборудования очень плохо с совместимостью. Работа РЛС при одновременной работе СПО и РЭБ приводит к слепоте систем. В России очень любят делать не имеющее аналогов по мощности оборудование, вместо точного.
При работе против РЛС и ЗРК противника российская авиация оказалась недееспособна в принципе. На первом этапе войны у Украины в распоряжении была исключительно старая, советская ПВО из 80-х. Все ее характеристики, частоты были полностью известны российским военным. Но они не смогли уничтожить украинское ПВО, ну а после поставок западных образцов, осуществить это вообще не представляется возможным.
Российская авиация на сегодняшний день ограничена линией боевого соприкосновения и не в силах преодолеть украинские ЗРК. Украинцы оказывабисягораздо умнее и гибче. Российские военные в даже в угаре информационной войны не пытаются врать, что поражают западные ЗРК ракетами вроде Х-31. Российские ракеты тотально неэффективны против западных ЗРК, а российские пилоты до смерти боятся появляться в радиусе действия западных ЗРК. В итоге истребители российских ВВС "дежурят" на расстоянии 100-200 км линии боевого соприкосновения, российские Су-34 и Су-24 пытаются кидать в сторону противника "управляемые" УМПК, а российская армейская авиация занимается в основном беспорядочной стрельбой неуправляемыми ракетами. Эффективность авиации восточного соседа Украины крайне низкая и напрямую зависит от количества взрывчатки, которое россияне могут запустить в сторону противника — малая "высокоточных" бомб и ракет все-таки попадает просто по теории вероятности. Фактические это та же самая российская артиллерия, которая днями закидывает поле снарядами и никак не может попасть в одинокий бетонный столб. Но за пару недель, выпустив несколько тысяч снарядов, российская пушка все же посылает один снаряд точно в цель. Точно так же действует и ее дальнобойное авиационное оружие, которое иногда попадает в цель на сотни пусков. При этом важно понимать, что если для артиллерии российские военные еще могут определить координаты опорника на линии боевого соприкосновения, то заглянуть на 10 км за ЛБС и найти там цели, для русских уже на порядок тяжелее.
Выводы
В своем сегодняшнем виде российская авиация может эффективно бороться с еще более отсталыми украинскими самолетами. Российская система управления использует авиацию исключительно для ударов по координатам, по данным которым от нескольких часов, до нескольких недель. Подвижные цели, маневренная война — русская авиация на такое не способна.
При этом серьезной проблемой русской авиации является исчерпание ресурса. Об этом не говорят вообще, но это неизбежно. Российская техника вообще не отличается надежностью и большими межремонтными ресурсами. Даже несмотря на большую примитивность, она быстрее ломается. Не добавляет надежности и военный персонал, который относится к матчасти с рабоче-крестьянской ненавистью, попутно разворовывая все возможное. Советская техника дожила до сегодняшних времен лишь потому, что 90-00-е она стояла надежно прибитая к стоянкам. При этом учебные спарки ресурс сожгли. За счет них поддерживали минимальные летные навыки личного состава. Для сравнения американские F-15 и F-16 постройки 80-х все эти годы обеспечивали пилотам налет по 100-200 часов в год, а также несколько крупных военных конфликтов с огромной интенсивностью вылетов. Истинные цифры ресурса в России являются военной тайной. Впрочем, ресурс подсчитывается для определенных условий. Российские КБ, чтобы вложиться в техзадание, всегда мошенничают на испытаниях, создавая идеальные для отчетов условия. Техника быстро выходит из строя и требует замены многих узлов и капитальных ремонтов.
При этом ВПК России в принципе не умеет обеспечивать сервисное обслуживание и планирование производства ключевых деталей под выход из строя. Тем более в условиях войны. Так что если в довоенное время российские ВВС имели до одной трети неспособной к любой эксплуатации, в настоящий момент у них в лучшем случае одна треть летательных аппаратов пригодна к участию в боях. При этом на боевые вылеты русская авиация уходит с рядом неработающих систем. Количество неисправностей зависит от задачи и степени показухи. Поднять для отчетности Су-35 с дальнобойными ракетами на подвеске и неработающей РЛС — обычное дело, когда в эскадрильи все РЛС вышли из строя, а защищать родину хотя бы на бумажках надо.
Однако, думать, что в какой-то момент в России не станет авиации вообще из-за ресурса, не стоит. У них еще остается достаточно большое номинальное количество бортов, а также работают производства. Производится несколько десятков новых самолетов в год. Также вовсю используются запасы на складах и находки с помоек, которые используются для ремонтов действующей авиации. До самого последнего дня войны у российской стороны будет в строю какое-то количество боевой авиации. Но количество будет снижаться. В России не просто так замазывают бортовые номера на показушных фото и видео. Так скрывают реальное состояние дел.
В целом же спустя почти 2 года войны российская авиация демонстрирует полную импотенцию. Увеличившееся до 100 в сутки количество сбросов УМПК никак не отражается на ходе боевых действий. Российская пехота продолжает лезть сотнями трупов в сутки на бетон той же Авдеевки. При этом если бы у российских УМПК была заявляемая точность, примерно 5000 бомб за 2 месяца активной Авдеевки развалили бы все укрепления ВСУ. Но этого не наблюдается. Как отсутствуют и попытки взлома украинского ПВО, которое продолжает регулярно подлавливать обнаглевшие российские самолеты.
До появления в небе Украины натовских самолетов ситуация останется неизменной. Ни одна сторона не может господствовать в воздухе над территорией противника. При этом несколько десятков F-16MLU со старыми РЛС ситуацию кардинально тоже не изменят.
Аренда частного самолета
Авиация – масштабная тема, которой интересуются как люди, профессионально занятые в этой сфере, так и обычные туристы. Новости авиации интересуют путешественников, собирающихся в поездку, людей, следящих за современными разработками в данной отрасли, а также читателей широкого круга, которым не безразлично, что происходит в современном мире.
В Сети существует множество порталов, на которых публикуются новости авиа сегодня. Но именно на Aircargonews вы найдете максимально подробное освещение событий в области частной, грузовой авиации, рассказы о последних происшествиях. Особое внимание портал уделяет новостям гражданской авиации, которые по традиции вызывают повышенный интерес. Авторы статей Aircargonews одними из первых отзываются на все события в данной сфере, руководствуясь правилом, что новости бывают только свежими.
Если вас интересует авиация грузовая, о событиях в этой области вы также сможете прочитать на данном сайте. Обзоры самых известных грузовых самолетов, новости систем управления грузами, интересные сведения о перевозках в разных странах, – информацию обо всем этом вы найдете на Aircargonews.
Читать новости авиации – это актуально, познавательно и просто интересно. На сайте опубликованы не только деловые материалы, но и развлекательные статьи, которые понравятся даже читателям, далеким от темы авиации.
Кроме того, в разделе «Отчеты» размещаются статистические данные о работе аэропортов и авиаперевозчиков. Такие материалы всегда востребованы у специалистов узкого профиля.
Все статьи написаны легким языком, понятным широкому кругу читателей. Для портала пишут журналисты из разных стран бывшего СССР, что делает публикуемые материалы уникальными и разнообразными.
Не маловажно и то, что с помощью сервисов сайта вы можете заказать авиабилет в любую точку мира, забронировать номер в отеле или арендовать жилье, заказать трансфер. Комплексные туристические услуги и интересное чтение – то, чем портал Aircargonews готов радовать вас каждый день.
Читайте новости авиации сегодня на нашем портале и будьте в курсе всех значительных событий, происходящих в мире!