Согласно данным, опубликованным Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), мировой спрос на авиационные грузоперевозки в марте превысил допандемический уровень и достиг самого высокого уровня за всю историю исследований с 1990 года.
Общий спрос в марте этого года увеличился на 4,4 процента по сравнению с мартом 2019 г. Рост объемов грузов также был зафиксирован на ежемесячной основе, хотя он был не таким значительным, как в случае увеличения по сравнению с предпандемическим периодом, и составил 0,4 проц. по сравнению с февралем 2021 г. Это указывает на замедление месячного роста, так как в феврале спрос вырос на 9,2 процента по сравнению с январским спросом. Причиной замедления роста стали более слабые результаты перевозчиков из Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки по сравнению с февралем.
В связи с тем, что предыдущий год в авиационной отрасли был отмечен гигантским воздействием пандемии коронавируса COVID-19, в результате чего годовые сводки могут дать искаженную картину ситуации, в последнем исследовании IATA решила сравнивать результаты этого года с результатами 2019 года, а не с 2020 годом.
Во всем мире предложение, измеряемое доступными тонно-километрами (ASTK), продолжило тенденцию восстановления, увеличившись на 5,6 проц. по сравнению с февралем. Даже в этом случае оно все еще было на 11,7 процента ниже, чем перед пандемией в марте 2019 года, из-за того, что тогда для перевозки почти половины мировых авиагрузов использовались багажные отделения пассажирские самолеты, совершающих регулярные и чартерные рейсы. Из-за нехватки свободного грузового пространства под палубами доступных пассажирских самолетов авиакомпании вынуждены прибегать к альтернативным решениям, таким как использование специальных грузовых самолетов, чтобы заполнить пробел в предложениях.
По сравнению с мартом 2019 года предложение специализированных грузовых самолетов увеличилось на 20,6 проц., а доступное грузовое пространство под палубами пассажирских самолетов сократилось на 38,4 проц. Третий и относительно новое веяние в грузовой авиации - это воздушные перевозки товаров в салонах пассажирских самолетов. Хотя этот способ перевозки грузов не является оптимальным, так как он сопряжен с дополнительными эксплуатационными расходами.
Но, поскольку из-за парковки большого количества пассажирских самолетов перевозка в багажных отделениях стала менее доступна, он стал популярным в прошлом году и в некоторых транспортных коридорах, например между Азией и Ближним Востоком или Европой и Ближним Востоком, по сей день на нее приходится более 20 процентов объема комплексных грузовых перевозов. Светлое пятно в авиационной отрасли Результаты мартовских грузовых авиаперевозок показывают, что, хотя продолжающаяся пандемия ограничила передвижение людей, транспортировка товаров производится беспрепятственно.
Более того, положительные показатели индекса по закупкам (PMI), растущий спрос на экспорт, развитие мировой торговли и уменьшение сроков доставки обработанной продукции свидетельствует об увеличении спроса на воздушный транспорт и создают экономический климат выгодный для сектора грузовых перевозок. В марте авиакомпании из Азиатско-Тихоокеанского региона, региона с самым высоким (32,4 процента) долей в мировой индустрии, зафиксировали 0,3 процента снижения спроса по сравнению с мартом 2019 г.
Незначительное ослабление результатов по грузовым перевозкам по сравнению с февралем заметно на всех авиамаршрутах в Азию. Доступное предложение в регионе по-прежнему на 20,7 процента ниже по сравнению с мартом 2019 г. В то же время перевозчики из региона могут довольствоваться самыми высокими показателями, 78,4 процента, среднего коэффициент заполнения на международных маршрутах. В то же время авиакомпании из Европы зафиксировали 0,7 процента увеличение спроса по сравнению с мартом 2019 года, что было связано с такими факторами, как улучшение условий эксплуатации и восстановление экспортных заказов. Доступное предложение перевозчиков из Европы по-прежнему было на 17 процентов ниже по сравнению с мартом 2019 г.
"Авиационные грузоперевозки остаются ярким исключением для авиационной отрасли на фоне всеобщего упадка. В марте спрос достиг исторического максимума - он был на 4,4 процента выше, чем до пандемии. Авиакомпании принимают все возможные меры, чтобы найти то, что вам нужно. Этот кризис показал, что грузовая отрасль может решать фундаментальные задачи, быстро внедряя инновации. Таким образом, она адаптируется к растущему спросу, даже когда парк пассажирских самолетов остается на земле", — сказал Уилли Уолш, генеральный директор IATA. По его словам, сектор должен сохранить эту динамику и в посткризисный период путем повышения долгосрочной эффективности за счет цифровых технологий и электронной торговли.
Андрей Бочкарев