
В настоящее время начинающий пилот гражданской авиации берется за любую работу в любое время суток, ибо дает себе отчет в том, что если этого не сделает, то придет другой и согласится выполнять эту работу за еще меньшие деньги. Знают об этом и перевозчики. Владельцы компаний-перевозчиков понимают, что они не обязаны предлагать более выгодных условий потому, что всегда найдутся пилоты, которые дешево сделает то, что требуется. Этот тренд появился около 20 лет назад и улучшений пока не видно.
Пилоты, как правило, романтики и такими наверное должны быть. Но никто, кроме людей из их среды, не в состоянии представить, сколько времени и усилий требуется для того, чтобы попасть в левое кресло в кокпите самолета. Как много того, в чем себе приходится отказывать и как много нужно занятий и часов налета. Об этом хорошо знают только летчики и члены их семей.
Сегодня, когда прежде чем сесть за штурвала авиалайнера, требуется минимальный налет 1500 часов, то приходится задуматься, а какие еще выгоды приносит эта профессия, кроме чести именовать себя пилотом? Глобальная проблема в том, что эти выгоды с течением лет становятся все призрачнее, и это отражается на комплектности экипажей. Горькая правда состоит в том, что сегодня в мире на 210 тысяч пилотов меньше, чем было 35 лет назад. А те, которых не хватает, потенциальные летчики, направили свои усилия в другие отрасли и делают другие карьеры, которые дают более комфортное соотношение «работа/дом». И хотя месячная зарплата может оказаться меньшей по размеру, это компенсирует время и деньги потраченные на долгое обучение и учебные полеты.
Долгое время основным стимулом к получению профессии летчика был ее престиж. Будем смотреть правде в глаза. С этим было связано большое уважение. Много лет назад летчики уважали свою профессию, друг друга, свои навыки. Были горды тем, что представляют лицо своей отрасли, которая слывет своим профессионализмом и высокими стандартами. Выше, быстрее безопаснее и на все более красивых авиалайнерах. Тогда, как и сейчас необычайно трудно было стать пилотом авиалиний. Но будущее сулило большие возможности в дополнение к хорошей зарплате. Авиация создала вокруг себя специфический климат, атмосферу взаимоуважения, гордости. Тридцать лет назад профессию летчика могли получить только богатые люди, а помощь государства в получении профессии и поддержке отрасли считалось излишней и опасной.
С течением времени полеты стали более доступными, рутинными и привычными. Несмотря на определенный риск, авиация остается самым безопасным видом транспорта. Сейчас все авиалинии мира слились в три глобальных союза, а очарование воздушных полетов ценится ниже, чем прибыль акционеров. Это одна из причин того, что потенциальные летчики отворачиваются от авиации.
Каждая корпорация или компании имеют свои характерные черты, свое лицо. Больше чем марка или логотип его демонстрирует атмосфера, которую создают главы фирм на различных мероприятиях. Он может положительно либо отрицательно сказаться на реноме предпрития. Но часто складывается так, что именно руководство авиакомпаний оказывается далека от идеалов авиации. Тем более, что люди все равно будут летать, ибо у них нет другого выхода.
Но, когда полеты лишаются доли магии в пользу удовлетворения акционеров, тогда ясно становится виден слабый фундамент, на котором зиждется вся отрасль. Наблюдательному человеку эта проблема видна с первого взгляда. И если ничего не измениться, то проблема станет еще серьезнее. Хотя перемены неизбежны, если компании хотят проявить заботу о своих пассажирах и экипажах.
Еще одна проблема состоит в том, что очень немногие из руководителей фирм были когда-то профессиональными пилотами. Большинство из них занимались юриспруденцией, экономикой или торговали акциями на бирже. Они приносят в отрасль свой опыт и умения, но способность работать с цифрами не заменит опытного пилота и романтики полетов. Поэтому необходимо равновесие между этими двумя мирами.
Летный персонал дает себе отчет в высоких на грани возможности требованиях безопасности, которые к ним предъявляет экономика и надзорные органы, но и в том, что их клиентами сейчас являются не столько пассажиры, сколько акционеры. Вообще говоря, частная авиация и пилоты компаний, предоставляющих слуги чартерные услуги, лишены таких проблем. Здесь из-за специфики сомой сферы, личные контакты персонала и клиента остаются важным элементом деятельности. А в силу специфики полетов, профессия летчика бизнес-авиации сохраняет черты романтики.