В последние месяцы командование логистического управления сухопутных сил бразильской армии ведет переговоры с Соединенными штатами Америки о покупке транспортных самолетов Short C-23B Sherpa, которые в настоящее время снимаются с эксплуатации в Национальной Гвардии США.
С 90-х годов прошлого столетия командование бразильской армии изучает потенциал аппаратов с неподвижным крылом в качестве транспортного средства (вместо дорогостоящих и затратных в эксплуатации вертолетов). В настоящее время Командование ВВС Бразилии, находящееся в Таубате (провинция Сан-Паулу), рассматривает возможность использования для переброски грузов и персонала самолетов, способных летать на необъятных просторах бассейна Амазонки и оборудованных рампой в корме фюзеляжа.
Одним из таких самолетов является C-23 Sherpa, разработанный в Белфасте (Северная Ирландия) на базе Short 330 с двумя турбо-винтовыми двигателями и возможностью короткого взлета и посадки, вмещающий до 30 пассажиров. Военная версия сохраняет все преимущества гражданской, но имеет важное отличие – грузовой люк с аппарелью в задней части фюзеляжа. Его первый полет состоялся в декабре 1982 года и практически сразу был получен заказ на первую партию из 18 воздушных судов от командования военно-транспортной авиации США. Самолеты этой модели также используются на воздушной базе Цвайбрюкен и служат для переброски грузов между базами НАТО по всей Европе.
C-23B Sherpa увидел свет в 1988 году и поступил в эксплуатацию в Национальную гвардию США в несколько улучшенной версии. Среди изменений – укороченный фюзеляж (для Short 360), новые иллюминаторы, двигатель от Pratt & Whitney Canada PT6A¬-65AR с мощностью каждого в 1.425 л.с. (1.063 kW), усиленное шасси, люки для выброски парашютного десанта, а также грузовая рампа с возможностью использования во время полета. Самолетов этой версии было выпущено 16 единиц и они несли службу до 2014 года, когда было объявлено о снятии их с эксплуатации, как и последующей модели C-23B+ Super Sherpa. Им на замену должен прийти новый самолет C-27J Spartan имеющий большую вместимостью.
В процессе переговоров пока речь ведется о приобретении первой партии из четырех воздушных судов, которые первоначально будут применяться для возобновления использования самолетов с неподвижным крылом армией (вместо вертолетов), к тому же послужат для оценки работы воздушного судна и возможностей его охвата в регионе Амазонки. Если окажется, что партия отвечает установленным бразильскими военными требованиям, то будет рассмотрена возможность приобретения следующей партии, уже из 7 самолетов.
В случае реализации контракта по приобретению Бразилией списанных Short C-23B Sherpa, то все они пройдут процесс проверки и реконструкции в израильской компании M7 Aerospace, которая располагает филиалом в Санта-Антонио (США). Компания проведет полную ревизию, необходимый ремонт, установку дополнительного оборудования военного назначения. M7 Aerospace была выбрана в качестве партнера бразильской армии после того, как хорошо зарекомендовала себя при модернизации двух ветеранов Grumman C-1A Trader, которые используются в авиаподразделении ВМФ Бразилии.
Кроме того, северо-американский филиал этой израильской фирмы является единственным дистрибутором запасных частей и расходных материалов для семейства Shorts 330. Ожидается что списанные C-23B могут еще послужить Бразилии в течение 20-25 лет и позволят вернуть самолеты на те направления, где нужна высокая производительность при низкой эксплуатационной стоимости.
В свою очередь некоторые критики такого подхода считают, что приобретение самолетов со сроком эксплуатации мене 20 лет не является целесообразным, так как они достигли предела своих возможностей. Данные самолеты использовались Национальной гвардией США, а это значит, что они никогда не модернизировались», - считает военный советник Олаво Гомеш. «В прошлом Бразилия уже приобрела P-3 Orion и A-4 KU Skyhawkз исходя их таких же соображений, но оказалось, что дешевое обходится дорого», - добавил он.
С другой стороны, существуют некоторые возможности приобретения новых самолетов такого класса, как, например, NC212, в современной версии CASA C212, которые в настоящее время выпускаются в кооперации Airbus Military e с PT Dirgantara Indonesia на производственных площадях европейского авиагиганта в Индонезии.
«У нас есть собственный Bandeirante, который хотя и не производится уже более 20 лет, имеет потенциал для модернизации и может еще послужить в ВВС», - говорит полковник в отставке Ари Ферро. «Другим решением может стать приобретение продукции некрупных производителей из Восточной Европы, таких как Чехия, Польша или Украина», - добавляет он.
Решение о приобретении C-23B сейчас зависит от позиции официальных властей и состояния бразильского государственного бюджета. Несмотря на то, что расходы на оборону являются приоритетными в политике Бразилии, они находятся на пределе своих возможностей.