
Было холодное весенние утро 2007 года в аэропорту Каса Гранде, расположенного в 50 милях на юг от Феникс, когда Гари М. Голтц готовился к последнему этапу трансконтинентального перелета на своем, недавно купленном, двухмоторном Beechcraft Baron 1973 года выпуска.
Первые три этапа его полета из Бартоу во Флориде в Камарильо штата Калифорния, прошли безупречно. Вся авионика работала отлично, в том числе старый автопилот Century III и навигационная система Garmin GNS 430. Пилот обратил внимание, что на лобовом стекле появилось больше трещин и решил, что заменит его при первой же возможности.
Небо было абсолютно безоблачным и совершив короткую пробежку самолет легко взмыл в воздух быстро набрав скорость 130 узлов, и поднимаясь на 1000 футов каждую минуту.
На высоте примерно 3500 пилот успел заметить птицу в позиции 1 час по курсу на расстоянии примерно в 150 футов. Через несколько секунд птица с треском влетела в лобовое стекло самолета. Пилот почувствовал сильный удар в правый глаз. Лобовое стекло полностью исчезло, осколками были разбиты бифокальные очки пилота, а встречный поток воздуха снес с головы бейсболку и гарнитуру. Правый глаз ничего не видел, и Гари почувствовал как он опухает.
«Мне показалось, что произошел взрыв и самолет падает. Шум был настолько оглушителен, что полностью меня дезориентировал», - вспоминал пилот.
Придя в себя после первого шока Гари выровнял самолет и снизил скорость, чтобы уменьшить давление встречного потока и шум в кабине. Пилот решил как можно скорее совершить посадку и положил самолет на обратный курс в аэропорт Каса Гранде.
Его правый глаз совершенно заплыл, а левый видел плохо. Пилот хотел сообщить об аварийной ситуации и выяснить курс на аэропорт. Наощупь ему удалось найти гарнитуру на полу кабины и одеть ее. Радиостанция была все еще настроена на частоту Каса Гранде и пилот хотел сообщить деспетчерам о возникновении аварийной ситуации на борту из-за влетевшей в кабину птицы, а также выяснить состояние трафика в окрестностях взлетно-посадочной полосы.
Диспетчер ответил, что слышит борт, но ничего понять не может из-за шума. «Я пытался объяснить, что было столкновние с птицей, что у меня повреждены глаза, я возвращаюсь в аэропорт и мне нужна срочная медицинская помощь. Но контроллеры воздушного движения повторяли, что сообщения не удается разобрать. Тогда я решил прекратить попытки переговоров и сосредоточится на полете и приземлении».
К плохой видимости левым глазом добавилось то, что сорванное встречным потоком покрытие приборной панели полностью закрывало обзор, тогда Гари сорвал его и вытолкнул наружу. Чтобы заняться навигатором, Гари включил автопилот и установил направление на Каса Гранде. Он едва видел уцелевшим глазом, но продолжал им искать аэропорт.
«Показания приборов были трудно читаемы. В первую очередь я сосредоточился на индикаторе воздушного давления и держал самолет на скорости 100 узлов. Я почувствовал свое лицо и был рад отметить, что количество крови, размазываемой ветром по правой стороны головы было относительно небольшим. Я смог чувствовать опухшие глаза и пульсации боли. С большим трудом смог открыть правый глаз и увидеть только немного света. Это вселяло в меня уверенность в положительном исходе события», - вспоминал пилот.
Вскоре сработал автоматический зум навигатора, показывающий приближение к взлетно-посадочной полосе. Пилот понял, что цель уже близка. От момента столкновения с птицей прошло 4 или 5 минут. Он посмотрел вниз и заметил надпись Runway 23 слева по курсу. Гари начал снижать высоту по приборам и идеально зашел на короткую ВВП, снизил мощность двигателя и выпустил закрылки. После приземления и остановки, пилот прижимая футболку к поврежденному глазу вошел в здание терминала и повалился на кушетку. Через 10 минут прибыла скорая помощь, которая отвезла его в клинику им. Доброго Самаритянина в г. Фениксе. На другой день пилота уже выписали, его глаза были все еще опухшие, но доктора заверили, что зрению ничего не угрожает.
«За мной прилетел приятель на Beechcraft B200 King Air и отвез меня в Камарильо. Прежде чем подняться на борт и спокойно заснуть в пассажирском кресле, я несколько раз переспросил о состоянии лобового стекла его самолета», - рассказывал Гари Линн.
Мастера, занимавшиеся ремонтом самолета, прислали Гари фотографии салона после приземления. В задней его части было мертвое тело крупного сокола. От лобового стекла остались только небольшие кусочки по углам рамки.
«Я считаю, что мне повезло. К счастью, стекло взорвалось наружу. Я не видел состояния самолета сразу после аварии, но говорят, что от него остались только небольшие кусочки внутри кабины», - рассказал Линн.
«Чему я научился? Водить самолет и держать в кабине запасные очки на всякий случай, - шутит пилот, - и, что нужно сразу менять лобовое стекло, а не откладывать на потом. Я не уверен, что разбивший стекло сокол, был той птицей, которую я заметил перед ударом, но теперь при виде птиц без колебаний буду делать пулл ап, так как птицы, видимо, имеют тенденцию заныривать при виде самолета».
Гари М. Гольтц (пилотское удостоверение № AOPA 1225545), является частным пилотом одно- и двухмоторных самолетов. Он был владельцем некоторых моделей Beechcraft Baron, Mooney M20E и T28 Trojan. Незадолго до инцидента Голтц закончил начальное обучение пилотированию Beechcraft B200 King Air. Рассказом об этом случае, подготовленном корреспондентами портала
aviav.ru, мы начинаем серию публикаций об интересных событиях в частной и деловой авиации, которые имели место в истории, но были обойдены вниманием СМИ.