67 лет назад первый экспериментальный вертолет польской разработки – BŻ-1 GIL – поднялся в воздух. Он был создан на экспериментальном производстве Главного института авиации в Варшаве по инициативе Збигнева Бжоски.
Работы начались в 1948 году. Главным конструктором был Бронислав Жураковский, который спроектировал несущий ротор и систему управления. Структуру фюзеляжа, хвостовой балки, хвостовой винт и шасси спроектировал инженер Тадеуш Хылиньски, а силовую установку и привод – инж. Збигнев Бжоска. В проекте было использовано немного немецких запчастей, оставшихся после войны, в том числе – двигатель Hirth и колеса стартовой тележки для планера Kranich. Изначально вертолет не имел официального названия, только регистрационные знаки SP-GIL (от сокращенного названия института). Из-за этих знаков он получил прозвище Gil, а также обозначение BŻ-1, по инициалам конструктора.
Изготовление опытного экземпляра было закончено в 1949 году. Первый удачный полет прошел 4 апреля 1950 года. Во время первых полетов машину пилотировал сам конструктор. Внимания заслуживает тот факт, что это были его первые полеты на вертолете, да еще и в качестве пилота. Исследования затрудняли частые поломки различных механизмов привода. Также большой проблемой были вибрации, которые стали причиной многих неудач в конструкциях вертолетов во всем мире. В 1951 году, во время проведения очередного ремонта, удалось значительно уменьшить вибрации, благодаря применению на роторе специального резонансного гасителя. Такое оригинальное решение предложил инж. Збигнев Бжоска, а его реализовал инж. Бронислав Жураковский.
После аварии в 1953 году испытания были прерваны, вертолет отремонтирован, но к полетам не допускался до осени 1956 года. Для продолжения полетов конструкция была усилена и изменена. После следующей аварии в 1957 году полеты были прерваны, а вертолет списан.
С современной точки зрения его конструкция выглядит примитивно, но надо помнить, что это был опытный образец. Машина была предназначена для получения опыта в неизвестной области. Он был построен малой ценой в разрушенной войной стране, где трудно было найти деньги для исследований. Но как новаторская концепция он идеально подходил для тестов.
Можно только пожалеть, что в Польше не получила тогда продолжения работа над собственными конструкциями. В стране развернулось производство вертолетов по советской лицензии. Хотя начало было многообещающим. Тем более, что Польша приступила к работам в этой области практически одновременно с другими всемирно известными конструкторами и производителями. Они также прошли путь неудач, аварий и разочарований пока не достигли заслуженного успеха.
Вертолет никогда не получал официального названия, а имел только бортовой знак SP-GIL. В некоторых публикациях его называют BŻ-1 „GIL”, но это скорее литературный прием, чтобы было понятнее о чем идет речь.
В конце октября 1960 года вертолет был исключен из реестра воздушных судов и сначала передан в Музей техники в Варшаве, а затем в Музей авиации в Кракове. Из-за плохих условий хранения вертолет был серьезно поврежден, кроме того не хватало некоторых элементов. В 1987 году по инициативе энтузиастов Института авиации, возникла идея реставрации воздушного судна. Она была реализована на Опытном производстве Института авиации. 29 апреля отреставрированный вертолет был передан в Музей Кракова.
Аренда частного самолета
Авиация – масштабная тема, которой интересуются как люди, профессионально занятые в этой сфере, так и обычные туристы. Новости авиации интересуют путешественников, собирающихся в поездку, людей, следящих за современными разработками в данной отрасли, а также читателей широкого круга, которым не безразлично, что происходит в современном мире.
В Сети существует множество порталов, на которых публикуются новости авиа сегодня. Но именно на Aircargonews вы найдете максимально подробное освещение событий в области частной, грузовой авиации, рассказы о последних происшествиях. Особое внимание портал уделяет новостям гражданской авиации, которые по традиции вызывают повышенный интерес. Авторы статей Aircargonews одними из первых отзываются на все события в данной сфере, руководствуясь правилом, что новости бывают только свежими.
Если вас интересует авиация грузовая, о событиях в этой области вы также сможете прочитать на данном сайте. Обзоры самых известных грузовых самолетов, новости систем управления грузами, интересные сведения о перевозках в разных странах, – информацию обо всем этом вы найдете на Aircargonews.
Читать новости авиации – это актуально, познавательно и просто интересно. На сайте опубликованы не только деловые материалы, но и развлекательные статьи, которые понравятся даже читателям, далеким от темы авиации.
Кроме того, в разделе «Отчеты» размещаются статистические данные о работе аэропортов и авиаперевозчиков. Такие материалы всегда востребованы у специалистов узкого профиля.
Все статьи написаны легким языком, понятным широкому кругу читателей. Для портала пишут журналисты из разных стран бывшего СССР, что делает публикуемые материалы уникальными и разнообразными.
Не маловажно и то, что с помощью сервисов сайта вы можете заказать авиабилет в любую точку мира, забронировать номер в отеле или арендовать жилье, заказать трансфер. Комплексные туристические услуги и интересное чтение – то, чем портал Aircargonews готов радовать вас каждый день.
Читайте новости авиации сегодня на нашем портале и будьте в курсе всех значительных событий, происходящих в мире!