• 14:15 – Роль  российской военной авиации в СВО 
  • 16:19 – Пентагон приостановил эксплуатацию нескольких V-22 Osprey 
  • 12:42 – Silk Way West Airlines приобрела два самолета 777-8 Freighter 

F-35 для Польши - за и против. Мнение специалистов

06-02-2020 18:08

 31 января министр национальной обороны Польши подписал в Демблине контракт на поставку 32 американских многоцелевых самолетов Lockheed Martin F-35A. Ожидается, что они обойдутся без оружия и значительной части оборудования, необходимого для их нормальной работы, почти в 4,6 миллиарда долларов США.


Contra


Заказывая новый самолет без тендера, министерство обороны также отказалось от офсета и производственной кооперации. Также не учитывается географическое положение Польши, что делает самолет F-35A, по мнению критиков решения, малополезным.


Недовольство некоторых политиков вызвал и тот факт, что, как и в предыдущих аналогичных случаях, министр национальной обороны подписал документы, связанные с покупкой F-35A в одностороннем порядке. Никто не прибыл с американской стороны в Деблин. Посол США был наивысшим званием. Даже не указано, кто ранее подписал контракт с поставщиком.


По имеющейся информации, заказанный F-35A должен поставляться с 2024 года по 4 штуки в год. Первые две партии останутся в США, на базе Люка, где будут проходить обучение польские пилоты и техники. Контракт включает в себя обучение только 24 пилотов и около 100 техников. Обучение следующих потребует дополнительных платных контрактов с США.


Подписанное в январе  соглашение предусматривает поставку до 2030 (или 2031) 32 самолетов F-35A с двигателями F-135 и одним дополнительным двигателем этого типа. Самолет будет оснащен балками для перевозки оружия и специальных контейнеров, а также оборудованием для пилота (PLSE, Pilot Life Support Equipment). Любая поставка военного оборудования должна быть предметом дополнительных контрактов. Инвестиции в базы, на которых в конечном итоге будет размещен F-35A, потребуют огромных затрат (по некоторым источникам, не очевидно, что они в конечном итоге достигнут Польши). Предполагается, что с учетом всех необходимых затрат, связанных с приобретением самолетов, их оборудования и инфраструктуры, стоимость закупок возрастет до более чем 30 млрд злотых, то есть 1 млрд злотых на один самолет F-35A.


Соглашение предусматривает стандартную техническую и логистическую поддержку в рамках решения Global Support Solution (GSS) для обеспечения работы F-35A на начальном уровне. Поставки также должны включать 8 симуляторов миссий (Full Mission Simulator). Lockheed Martin должна предоставить ALIS (Автоматическая информационная система логистики) для оперативного управления.
ALIS является наиболее критикуемым компонентом комплекса F-35A. Он используется для сбора всей информации, касающейся эксплуатации и оперативного использования воздушного судна. С его помощью американцы могут полностью контролировать использование поставляемых машин. Многие страны, которые уже получили F-35A, включая Израиль и Италию, ищут способы стать независимыми от этой системы. Пентагон также планирует заменить его другой системой - ODIN (оперативная интегрированная сеть передачи данных). Однако не ясно, будут ли устранены критические дефекты ALIS в новой системе.


По мнению некоторых польских экспертов покупка F-35A Министерством национальной обороны Польши является исключительно пропагандой и в основном служит поддержке оборонной промышленности США, и в ней нет элементарного оперативного смысла. Все базы в Польше, где могли бы разместиться эти самолеты, находятся в зоне действия российских наступательных вооружений, включая самоходные ракеты. Если предположить, что Российская Федерация будет противником в возможном вооруженном конфликте, эти базы и самолеты будут ликвидированы в первые минуты. Польша (как и большинство других стран) не имеет или в обозримом будущем не будет иметь систем, способных бороться с саморегулирующимися ракетами и маневрировать баллистическими боеголовками. Интересно, что эта проблема была замечена в самих Соединенных Штатах Америки, где наземные системы разрабатываются для борьбы с вражеским оружием, действующим против доступа с очень большого расстояния. Хотя для защиты американских баз такие меры излишни.


Чрезвычайно дорогой контракт на покупку F-35A не случаен. Продолжающаяся в последние годы очередная чистка в Министерстве национальной обороны привела к тому, что нет специалистов с достаточным опытом для ведения переговоров по таким масштабным контрактам. То же относится и к менеджерам по внешней политике и экономике. Они не сделали никаких выводов из обстоятельств приобретения многоцелевых истребителей F-16 и опыта их эксплуатации в Польше. Польские компании практически не участвуют в поддержке этой операции, и все ремонтные работы и закупки запчастей и дополнительного оборудования выполняются в США, без учета затрат. В результате большинство самолетов F-16 не летают и не обслуживаются.


Как считают польские эксперты, гораздо выгоднее для экономики и полезнее для оперативных целей, было бы участие Польши в программах европейских истребителей. Тем более, что у нее имеется прозводственная база и технологии.


Pro


Есть и другие мнения. По утверждению министерства обороны, приобретение технологии и локализация производства части комплектующих потребовала бы дополнительных расходов в размере одного миллиарда долларов, что значительно превышает возможности военного бюджета Польши.


Что касается избыточных для текущего состояния польских ВВС свойств F-35, то, как считают специалисты, это лучше, чем недостаточные характеристики имеющихся советских и постсоветских истребителей, которые давно устарели и морально и физически. Кроме того, оставляет желать лучшего и отношение с поставщиками запасных частей, которые независимо от состояния польско-российских отношений не всегда пунктуально выполняли свои обязательства.


Сторонники покупки F-35 считают, что самолет произведет такую же революцию в польских ВВС, какая произошла при переходе от устаревших советских машин на F-16. Именно с приобретением F-35 появится возможность более широко использовать имеющиеся F-16. Специалисты изучили опыт Израиля в эксплуатации F-35 и пришли к выводу, что этот самолет слишком дорог для прямой замены F-16, но идеально подходит для совместных боевых миссии, поскольку становится их "мозговым центром".


Дополнительным аргументом в пользу самого совершенного в мире американского многоцелевого самолета, может служить тот факт, что обстановка современного поля боя значительно отличается от тех, что были прежде и для которых разрабатывались, например, имеющиеся на вооружении ВВС Польши Су-22 (18 единиц) или Миг-29 (30 единиц). Боевой опыт израильских ВВС на Ближнем Востоке уже показал недостижимое превосходство истребителя 5-го поколения над любыми российскими технологиями, переданными противникам Израиля.


Отсутствие в контракте вооружений министерство обороны объяснило тем, что к прибытию первой партии самолетов могут появиться новые его виды и привязка к контракту вооружений могла бы лишить свободы выбора в будущем. В ответ на критику об уязвимом месте базирования, сторонники отвечают, что свойства российских наступательных вооружений несколько преувеличены, в том числе за счет пиара. Это показали слабые успехи военных действий авиации России в Сирии.


Кроме того, в любом случае, как считают польские специалисты из министерства обороны, истребителей 5-го поколения в настоящий момент никто предложить в требуемые сроки не может. Отсутствием альтернативы и объясняется то, что приобретение F-35 прошло без тендера.


Андрей Бочкарев




Узнавайте новости первыми!
Введите необходимые данные, чтобы не пропустить ничего интересного:
Ваш E-mail в безопасности
Вся отправленная нам информация, не разглашается третьим лицам!



Аренда частного самолета

Аренда самолета

Отслеживание груза онлайн


  • Сегодня
  • Читаемое

Мы в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • OK.ru

Авиация в современном мире


Авиация – масштабная тема, которой интересуются как люди, профессионально занятые в этой сфере, так и обычные туристы. Новости авиации интересуют путешественников, собирающихся в поездку, людей, следящих за современными разработками в данной отрасли, а также читателей широкого круга, которым не безразлично, что происходит в современном мире.


Новости авиации сегодня


В Сети существует множество порталов, на которых публикуются новости авиа сегодня. Но именно на Aircargonews вы найдете максимально подробное освещение событий в области частной, грузовой авиации, рассказы о последних происшествиях. Особое внимание портал уделяет новостям гражданской авиации, которые по традиции вызывают повышенный интерес. Авторы статей Aircargonews одними из первых отзываются на все события в данной сфере, руководствуясь правилом, что новости бывают только свежими.


Если вас интересует авиация грузовая, о событиях в этой области вы также сможете прочитать на данном сайте. Обзоры самых известных грузовых самолетов, новости систем управления грузами, интересные сведения о перевозках в разных странах, – информацию обо всем этом вы найдете на Aircargonews.


Авиа новости – это интересно


Читать новости авиации – это актуально, познавательно и просто интересно. На сайте опубликованы не только деловые материалы, но и развлекательные статьи, которые понравятся даже читателям, далеким от темы авиации.


Кроме того, в разделе «Отчеты» размещаются статистические данные о работе аэропортов и авиаперевозчиков. Такие материалы всегда востребованы у специалистов узкого профиля.


Все статьи написаны легким языком, понятным широкому кругу читателей. Для портала пишут журналисты из разных стран бывшего СССР, что делает публикуемые материалы уникальными и разнообразными.


Не маловажно и то, что с помощью сервисов сайта вы можете заказать авиабилет в любую точку мира, забронировать номер в отеле или арендовать жилье, заказать трансфер. Комплексные туристические услуги и интересное чтение – то, чем портал Aircargonews готов радовать вас каждый день.


Читайте новости авиации сегодня на нашем портале и будьте в курсе всех значительных событий, происходящих в мире!