• 10:15 – Планы по выпуску МС-21 есть, но желающих его покупать пока нет 
  • 11:13 – King Air 350ER в качестве патрульного самолета для африканских стран 
  • 00:46 – UPS оглядывается на свой успешный третий квартал 

F-35 для Польши - за и против. Мнение специалистов

 31 января министр национальной обороны Польши подписал в Демблине контракт на поставку 32 американских многоцелевых самолетов Lockheed Martin F-35A. Ожидается, что они обойдутся без оружия и значительной части оборудования, необходимого для их нормальной работы, почти в 4,6 миллиарда долларов США.


Contra


Заказывая новый самолет без тендера, министерство обороны также отказалось от офсета и производственной кооперации. Также не учитывается географическое положение Польши, что делает самолет F-35A, по мнению критиков решения, малополезным.


Недовольство некоторых политиков вызвал и тот факт, что, как и в предыдущих аналогичных случаях, министр национальной обороны подписал документы, связанные с покупкой F-35A в одностороннем порядке. Никто не прибыл с американской стороны в Деблин. Посол США был наивысшим званием. Даже не указано, кто ранее подписал контракт с поставщиком.


По имеющейся информации, заказанный F-35A должен поставляться с 2024 года по 4 штуки в год. Первые две партии останутся в США, на базе Люка, где будут проходить обучение польские пилоты и техники. Контракт включает в себя обучение только 24 пилотов и около 100 техников. Обучение следующих потребует дополнительных платных контрактов с США.


Подписанное в январе  соглашение предусматривает поставку до 2030 (или 2031) 32 самолетов F-35A с двигателями F-135 и одним дополнительным двигателем этого типа. Самолет будет оснащен балками для перевозки оружия и специальных контейнеров, а также оборудованием для пилота (PLSE, Pilot Life Support Equipment). Любая поставка военного оборудования должна быть предметом дополнительных контрактов. Инвестиции в базы, на которых в конечном итоге будет размещен F-35A, потребуют огромных затрат (по некоторым источникам, не очевидно, что они в конечном итоге достигнут Польши). Предполагается, что с учетом всех необходимых затрат, связанных с приобретением самолетов, их оборудования и инфраструктуры, стоимость закупок возрастет до более чем 30 млрд злотых, то есть 1 млрд злотых на один самолет F-35A.


Соглашение предусматривает стандартную техническую и логистическую поддержку в рамках решения Global Support Solution (GSS) для обеспечения работы F-35A на начальном уровне. Поставки также должны включать 8 симуляторов миссий (Full Mission Simulator). Lockheed Martin должна предоставить ALIS (Автоматическая информационная система логистики) для оперативного управления.
ALIS является наиболее критикуемым компонентом комплекса F-35A. Он используется для сбора всей информации, касающейся эксплуатации и оперативного использования воздушного судна. С его помощью американцы могут полностью контролировать использование поставляемых машин. Многие страны, которые уже получили F-35A, включая Израиль и Италию, ищут способы стать независимыми от этой системы. Пентагон также планирует заменить его другой системой - ODIN (оперативная интегрированная сеть передачи данных). Однако не ясно, будут ли устранены критические дефекты ALIS в новой системе.


По мнению некоторых польских экспертов покупка F-35A Министерством национальной обороны Польши является исключительно пропагандой и в основном служит поддержке оборонной промышленности США, и в ней нет элементарного оперативного смысла. Все базы в Польше, где могли бы разместиться эти самолеты, находятся в зоне действия российских наступательных вооружений, включая самоходные ракеты. Если предположить, что Российская Федерация будет противником в возможном вооруженном конфликте, эти базы и самолеты будут ликвидированы в первые минуты. Польша (как и большинство других стран) не имеет или в обозримом будущем не будет иметь систем, способных бороться с саморегулирующимися ракетами и маневрировать баллистическими боеголовками. Интересно, что эта проблема была замечена в самих Соединенных Штатах Америки, где наземные системы разрабатываются для борьбы с вражеским оружием, действующим против доступа с очень большого расстояния. Хотя для защиты американских баз такие меры излишни.


Чрезвычайно дорогой контракт на покупку F-35A не случаен. Продолжающаяся в последние годы очередная чистка в Министерстве национальной обороны привела к тому, что нет специалистов с достаточным опытом для ведения переговоров по таким масштабным контрактам. То же относится и к менеджерам по внешней политике и экономике. Они не сделали никаких выводов из обстоятельств приобретения многоцелевых истребителей F-16 и опыта их эксплуатации в Польше. Польские компании практически не участвуют в поддержке этой операции, и все ремонтные работы и закупки запчастей и дополнительного оборудования выполняются в США, без учета затрат. В результате большинство самолетов F-16 не летают и не обслуживаются.


Как считают польские эксперты, гораздо выгоднее для экономики и полезнее для оперативных целей, было бы участие Польши в программах европейских истребителей. Тем более, что у нее имеется прозводственная база и технологии.


Pro


Есть и другие мнения. По утверждению министерства обороны, приобретение технологии и локализация производства части комплектующих потребовала бы дополнительных расходов в размере одного миллиарда долларов, что значительно превышает возможности военного бюджета Польши.


Что касается избыточных для текущего состояния польских ВВС свойств F-35, то, как считают специалисты, это лучше, чем недостаточные характеристики имеющихся советских и постсоветских истребителей, которые давно устарели и морально и физически. Кроме того, оставляет желать лучшего и отношение с поставщиками запасных частей, которые независимо от состояния польско-российских отношений не всегда пунктуально выполняли свои обязательства.


Сторонники покупки F-35 считают, что самолет произведет такую же революцию в польских ВВС, какая произошла при переходе от устаревших советских машин на F-16. Именно с приобретением F-35 появится возможность более широко использовать имеющиеся F-16. Специалисты изучили опыт Израиля в эксплуатации F-35 и пришли к выводу, что этот самолет слишком дорог для прямой замены F-16, но идеально подходит для совместных боевых миссии, поскольку становится их "мозговым центром".


Дополнительным аргументом в пользу самого совершенного в мире американского многоцелевого самолета, может служить тот факт, что обстановка современного поля боя значительно отличается от тех, что были прежде и для которых разрабатывались, например, имеющиеся на вооружении ВВС Польши Су-22 (18 единиц) или Миг-29 (30 единиц). Боевой опыт израильских ВВС на Ближнем Востоке уже показал недостижимое превосходство истребителя 5-го поколения над любыми российскими технологиями, переданными противникам Израиля.


Отсутствие в контракте вооружений министерство обороны объяснило тем, что к прибытию первой партии самолетов могут появиться новые его виды и привязка к контракту вооружений могла бы лишить свободы выбора в будущем. В ответ на критику об уязвимом месте базирования, сторонники отвечают, что свойства российских наступательных вооружений несколько преувеличены, в том числе за счет пиара. Это показали слабые успехи военных действий авиации России в Сирии.


Кроме того, в любом случае, как считают польские специалисты из министерства обороны, истребителей 5-го поколения в настоящий момент никто предложить в требуемые сроки не может. Отсутствием альтернативы и объясняется то, что приобретение F-35 прошло без тендера.


Андрей Бочкарев




Узнавайте новости первыми!
Введите необходимые данные, чтобы не пропустить ничего интересного:
Ваш E-mail в безопасности
Вся отправленная нам информация, не разглашается третьим лицам!



Аренда частного самолета

Аренда самолета

Отслеживание груза онлайн


  • Сегодня
  • Читаемое

Мы в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • OK.ru

Авиация в современном мире


Авиация – масштабная тема, которой интересуются как люди, профессионально занятые в этой сфере, так и обычные туристы. Новости авиации интересуют путешественников, собирающихся в поездку, людей, следящих за современными разработками в данной отрасли, а также читателей широкого круга, которым не безразлично, что происходит в современном мире.


Новости авиации сегодня


В Сети существует множество порталов, на которых публикуются новости авиа сегодня. Но именно на Aircargonews вы найдете максимально подробное освещение событий в области частной, грузовой авиации, рассказы о последних происшествиях. Особое внимание портал уделяет новостям гражданской авиации, которые по традиции вызывают повышенный интерес. Авторы статей Aircargonews одними из первых отзываются на все события в данной сфере, руководствуясь правилом, что новости бывают только свежими.


Если вас интересует авиация грузовая, о событиях в этой области вы также сможете прочитать на данном сайте. Обзоры самых известных грузовых самолетов, новости систем управления грузами, интересные сведения о перевозках в разных странах, – информацию обо всем этом вы найдете на Aircargonews.


Авиа новости – это интересно


Читать новости авиации – это актуально, познавательно и просто интересно. На сайте опубликованы не только деловые материалы, но и развлекательные статьи, которые понравятся даже читателям, далеким от темы авиации.


Кроме того, в разделе «Отчеты» размещаются статистические данные о работе аэропортов и авиаперевозчиков. Такие материалы всегда востребованы у специалистов узкого профиля.


Все статьи написаны легким языком, понятным широкому кругу читателей. Для портала пишут журналисты из разных стран бывшего СССР, что делает публикуемые материалы уникальными и разнообразными.


Не маловажно и то, что с помощью сервисов сайта вы можете заказать авиабилет в любую точку мира, забронировать номер в отеле или арендовать жилье, заказать трансфер. Комплексные туристические услуги и интересное чтение – то, чем портал Aircargonews готов радовать вас каждый день.


Читайте новости авиации сегодня на нашем портале и будьте в курсе всех значительных событий, происходящих в мире!


Fatal error: Uncaught exception 'RedisException' with message 'MISCONF Redis is configured to save RDB snapshots, but is currently not able to persist on disk. Commands that may modify the data set are disabled. Please check Redis logs for details about the error.' in [no active file]:0 Stack trace: #0 {main} thrown in [no active file] on line 0