«Мы навсегда останемся благодарными полякам за их вклад во Вторую мировую войну, и, реконструируя этот самолет, я хочу отдать дань уважения всем 18 000 авиаторам военно-воздушных сил Польши, служивших в то время в Великобритании», — говорит Скотт Бут, руководитель проекта Laguna's Spitfire Legacy.
Его цель - восстановить истребитель Supermarine Spitfire P8331 "Sumatra", летавший с отличительными знаками 303-й эскадрильи, в которой служил погибший 27 июня 1941 г. командир Первого истребительного авиаполка Польши майор Петр Лагуна. В апреле 2020 года специализированная благотворительная организация Spitfire Legacy Laguna получила одобрение Управления гражданской авиации Великобритании (CAA) на реконструкцию и перерегистрацию самолета.
«Последним пилотом этого самолета был майор Петр Лагуна, отсюда и название проекта, но на самом деле мы воспользуемся его именем, чтобы рассказать историю всех 18 000 военнослужащих польских ВВС, этих удивительных пилотов, а также механиков и личный состав наземных войск. Без военных навыков польских летчиков-истребителей и бомбардировщиков битва за Великобританию могла бы закончиться иначе и исход войны мог бы быть другим», — сказал Бут в интервью для СМИ.
Бут - бывший десантник Королевской морской пехоты, в настоящее время работающий менеджером в компании, производящей медицинское оборудование, не имеет ни польских корней, ни каких-либо семейных связей с Польшей, а несколько лет назад его знания о польских летчиках в Великобритании ограничивались общими сведениями, известными основными фактами. То, что он начал изучать историю польской 303-й эскадрильи, включая, в частности, судьбу самолета Spitfire P8331, было чистой случайностью. Как он рассказывает, в октябре 2016 года у него была возможность полетать на историческом Spitfire, и, ожидая полета, он заметил стол, сделанный из двигателя Rolls-Royce Griffon, который использовался в более поздних версиях этого самолета. Тогда Бут решил приобрести такой же.
«Я потратил почти два года на поиски такого двигателя, и когда я нашел и купил на eBay старую модель - Rolls-Royce Merlin - я захотел кое-что узнать об этом конкретном двигателе. Мне пришлось провести почти детективное расследование. Стало известно, что двигатель найден во Франции в 1986 году, самолеты был сбит в 1941 году, а пилотом был поляк Петр Лагуна. Ни один из этих фактов ранее мне не был известен», — вспоминает Бут.
«В свободное время я собирал информацию в Министерстве обороны, из национальных архивов, у разных историков, и в течение следующих двух лет воссоздал всю историю этого самолета. Можно было установить каждый день его полетов, каждый отдельный полет, который он совершил, и имя каждого пилота, который управлял им во время каждой из этих миссий, какие вражеские самолеты он, вероятно, уничтожил и какие он повредил. Самолет потрясающий, потому что это Spitfire F Mk IIB, А их в мире осталось всего два, поэтому он уникален», — подчеркивает Бут.
Бут говорит, что во время своих поисков - во время которых он, среди прочего, обнаружил родственников Петра Лагуны, живущих в Австралии - его детективная страсть начала выкристаллизовываться в проект под названием Laguna's Spitfire Legacy. Вначале он был в основном образовательным - Бут и его команда представляли детали самолетов и сувениры о польских пилотах во время авиашоу, Дней польского наследия в Великобритании и других подобных мероприятий.
«Я считаю, что историю этих польских пилотов следует рассказывать в современной Великобритании. Благодаря этому Spitfire мы можем представить более широкую историю, вдохновить молодое поколение - я говорю о детях поляков, приехавших 15-20 лет назад, — чтобы они гордились своими предками. По своей культуре, своей истории они чувствовали, что она также была частью британской истории», — объясняет он.
Инициатор проекта Laguna's Spitfire Legacy считает, что современное молодое поколение британцев слишком мало знает не только о вкладе польских летчиков во Вторую мировую войну, но даже о самой битве за Великобританию. «В школах эта тема почти не обсуждается, в подробности преподаватели и учебники не вдаются, даже когда речь идет о британских эскадрильях, поэтому я думаю, что их знания на минимальном уровне. У моего поколения знаний намного больше, потому что с одной стороны мы слушали рассказы своих бабушек и дедушек, участвующий во второй мировой войне, и, с другой стороны, в моем детстве, в конце 1970-х - начале 1980-х годов, было много военных фильмов, в которых летчики были героями. Что касается молодого поколения, то это другое - и до тех пор, пока родители не расскажут, эти знания отсутствуют», — говорит он.
Но он добавляет, что встречи, которые он проводит, показывают большой интерес к теме. «Если вы начнете разговаривать с людьми, интерес будет огромным. Так что ответить на вопрос, есть ли знание предмета среди среднего британца - не совсем так, но есть жажда знаний. Когда люди видят, что мы делаем, они искренне поражаются историям о польских пилотах и их удивительных навыках. И, конечно же, помогает тот факт, что они пользовались славой джентльменов, которые очаровывали женщин и вели себя рыцарски в любой ситуации», — говорит Бут. Он также отмечает, что два фильма, появившиеся в последние годы, — Hurricane (в российском прокате «Крылья урагана») и 303 Squadron («303-я эскадрилья. Подлинная история») лишь немного проливают свет на историю.
Бут отмечает, что люди, с которыми он разговаривает во время авиашоу, обладают совершенно другим уровнем знаний, потому что подавляющее большинство из них - энтузиасты авиации или истории. «Практически каждый, кто приходит к нам во время авиашоу, начинает с того, какими фантастическими были польские пилоты, а заканчивает тем, как плохо с ними обращались после его окончания. Мы не можем изменить историю, но мы можем почтить их память и убедиться, что будущие поколения помнят эти жертвы. И, в частности, мы хотим показать этому новому поколению британской и польской молодежи то, чем они могли бы гордиться этим и тем, что они могли бы передать следующим поколениям», — объясняет он.
Параллельно с разработкой образовательного аспекта кабины Laguna Spitfire Legacy Booth, в то время оснащенной только двигателем Spitfire, он начал думать о восстановлении самолета. Со временем ему удалось получить все сохранившиеся детали от P8331, в основном находящихся во Франции, что, в сочетании с его собранной историей, позволило ему подать вышеупомянутое заявление в Управление гражданской авиации для получения разрешения на восстановление летной годности и перерегистрацию.
По словам Бута, реконструкцию самолета планируется начать в следующем году. Он хотел бы, чтобы его стоимость, оцениваемая примерно в 3 миллиона фунтов стерлингов, была покрыта в равных долях британскими и польскими спонсорами, чтобы подчеркнуть партнерство между двумя странами. Главный британский спонсор уже здесь, а переговоры с потенциальным польским продолжаются. Когда реконструкция самолета будет завершена, Бут намерен объявить, что намерен пожертвовать его какой-то исторической авиационной организации, имеющей более широкий охват, чем Spitfire Legacy от Laguna, где занимается целая команда из восьми человек, большинство из которых являются членами его семьи, отдающими все в свободное время и полностью на общественных началах.
Согласно его плану, восстановленный P8331 должен был начать полеты в 2025 году, к 85-летию битвы за Британию и 80-летию окончания Второй мировой войны. Бут также хотел бы, чтобы уже летающий самолет прилетал Польше раз в два года, а также чтобы польские военные пилоты учились на нем летать. «Было бы здорово, если бы Spitfire отправился в Польшу, но было бы еще лучше, если бы польским Spitfire управлял польский пилот, а не британский. Единственная цель для меня и моей команды, всего проекта - передать что-то ценное для мира, и особенно для поляков, чтобы они почувствовали, что мы не забыли и всегда будем помнить жертвы польских пилотов », — объясняет создатель Spitfire Legacy от Laguna.
Андрей Бочкарев
Аренда частного самолета
Авиация – масштабная тема, которой интересуются как люди, профессионально занятые в этой сфере, так и обычные туристы. Новости авиации интересуют путешественников, собирающихся в поездку, людей, следящих за современными разработками в данной отрасли, а также читателей широкого круга, которым не безразлично, что происходит в современном мире.
В Сети существует множество порталов, на которых публикуются новости авиа сегодня. Но именно на Aircargonews вы найдете максимально подробное освещение событий в области частной, грузовой авиации, рассказы о последних происшествиях. Особое внимание портал уделяет новостям гражданской авиации, которые по традиции вызывают повышенный интерес. Авторы статей Aircargonews одними из первых отзываются на все события в данной сфере, руководствуясь правилом, что новости бывают только свежими.
Если вас интересует авиация грузовая, о событиях в этой области вы также сможете прочитать на данном сайте. Обзоры самых известных грузовых самолетов, новости систем управления грузами, интересные сведения о перевозках в разных странах, – информацию обо всем этом вы найдете на Aircargonews.
Читать новости авиации – это актуально, познавательно и просто интересно. На сайте опубликованы не только деловые материалы, но и развлекательные статьи, которые понравятся даже читателям, далеким от темы авиации.
Кроме того, в разделе «Отчеты» размещаются статистические данные о работе аэропортов и авиаперевозчиков. Такие материалы всегда востребованы у специалистов узкого профиля.
Все статьи написаны легким языком, понятным широкому кругу читателей. Для портала пишут журналисты из разных стран бывшего СССР, что делает публикуемые материалы уникальными и разнообразными.
Не маловажно и то, что с помощью сервисов сайта вы можете заказать авиабилет в любую точку мира, забронировать номер в отеле или арендовать жилье, заказать трансфер. Комплексные туристические услуги и интересное чтение – то, чем портал Aircargonews готов радовать вас каждый день.
Читайте новости авиации сегодня на нашем портале и будьте в курсе всех значительных событий, происходящих в мире!