Путешествие самолетом? Что может быть проще? Открыть интернет-страницу по продаже билетов, найти удобный маршрут в нужное время и уже через несколько часов мы уже на другом конце света. Казалось бы ушли времена, когда покорение пятого океана и межконтинентальные перелеты были делом только отчаянных смельчаков. Ну вот кому бы сейчас пришло в голову отправиться из Нью-Йорка в Гданьск на маленькой авиетке? Однако такой человек с авантюристкой склонностью нашелся. Это Томек Войтович. Недавно он закончил перелет на своем частном самолете Цессна 152 с Сувалок в Таиланд.
«Как только я получил лицензию пилота, то подумал, что у большинства людей, которые тоже ее получили, есть проблема. Они сосредоточены на соблюдении процедур, летают по кругу у аэродромов, набирая летные часы, совершенно забыв зачем вообще начали летать. А мы – пилоты-любители, летаем для того, чтобы увидеть сверху наш мир», - говорит Томек. «Я хочу показать, что вместо того, чтобы по сто раз летать по кругу, лучше набраться смелости и полететь дальше. Благо, условия Европы это позволяют ».
Много лет назад Войтович выехал в Соединенные штаты. Работал там водителем грузовика, а потом стал пилотом вертолета. Руководил собственной фирмой. Большой налет на вертолетах получил, опрыскивая поля кукурузы химикатами. «Это был тяжелый труд – иногда по 10 часов в день на жаре», - вспоминает он. Лицензию пилота туристического самолета получил летая на Cessnа 152, которую позднее выкупил у своего инструктора. «Наверное большинство пилотов частной авиации училось летать на таких самолетах. Я провел его серьезную модернизацию. Заменил двигатель, покрасил... по правде говоря от старого мало осталось», - рассказывает Томек о своем самолете. «Cessna 152 выбрал потому, что это один из самых популярных учебно-тренировочных самолетов в мире. Он хорошо узнаваем и наиболее доступен для людей, с ограниченными финансовыми возможностями, как у меня, или которые не могут приобрести больший самолет».
Полеты за штурвалом самолета для Томка только хобби. «Я хочу не столько облететь, сколько увидеть мир. Начал с полетов вокруг Мексиканского залива. В принципе это не так сложно, но другие пилоты-любители опасались этого делать, даже коллеги с моего аэродрома в Нью-Йорке. От Мексики до Белиза, Гондураса, Никарагуа, Панамы, Коста-Рики, Колумбии, Венесуэлы – эти страны считаются не безопасными. Хотя такое мнение ничем не подтверждается. Все говорят о переброски оттуда наркотиков, но сами этого никогда не видели».
Любопытство и желание познавать мир взяли верх над страхом перед неизвестностью. По словам пилота, наиболее сложным в принятии решения оказалось дать себе отчет в том, что самолет можно потерять. «Но лучше потерять самолет за 30 тысяч долларов, чем за 300 000. Поэтому я решил, что игра стоит свеч. Тогда еще не было у меня отремонтированного двигателя и решил, что если уж должен это сделать, то сделаю малой ценой. Не было гарантии, что влетая в воздушное пространство Колумбии или Венесуэлы, смогу оттуда вылететь. Подобное было недавно и в случае с Пакистаном».
Холодный расчет – основа успеха. Томек не намеревался бросаться в полет как мотылек к солнцу. «Начал забавляться такой математикой. Задал себе вопрос: что нас ограничивает и почему? Погода? Летом можно лететь без риска обледенения. Видимость. Не проблема. Топливо? Нашел фирму в Австралии, которая изготавливает специальные баки. Согласились мне их поставить с сертификатом. В сущности это простые резиновые мешки, которые устанавливаются на пассажирское место. Идеальное решение. Оно позволило мне увеличить время полета с 3,5 до почти 10 часов. Это создало совершенно новые возможности».
Три года назад пилот, профессионально летавший на вертолетах в США, получил работу в Сувалках, в авиационной медицинской службе. «Возвращение в родные края и работа в спасательной авиации всегда была моей мечтой, которая хотя и не на долго, но исполнилась. Я решил из США взять свою Цессну. Но перелет через Атлантику – это не только наличие дополнительных баков. Надо было себе представить, что может случится в каждый миг полета, и что мне предстоит тогда делать. У меня был специальный комбинезон, который в случае аварии удерживает пилота на поверхности воды и предохраняет от переохлаждения. Отправляясь в полет, я также всегда беру с собой спутниковый телефон».
Но все это оказалось не так просто. «Мне пришлось вернуться в Гренландию из пути в Исландию из-за погодных условий. Не должно было этого случиться....Любому пилоту морально трудно дается разворот на 180 градусов». В другой раз, во время перелета с одной стороны Исландии на другую, начал барахлить двигатель. Пилот сообщил диспетчерам аэропорта, с которого вылетел недавно, что он возвращается для проверки двигателя. «У меня нет проблем при разговорах со службами аэропортов, которые испытывают многие пилоты. Они боятся сказать, что что-то идет не так, что возникли неполадки и поэтому часто рискуют. Через каких-то 10 минут появился вертолет береговой охраны, который меня сопроводил. Я считаю, что это здорово, хотя я не делал заявления о возникновении аварийной ситуации. Как бывший пилот спасательно го вертолета, сделал бы то же самое. После приземления в Кеблавике и проверки двигателя, оказалось достаточно почистить нижние свечи. На следующий день самолет был готов к продолжению полета».
Таким образом пилот перелетел из Нью-Йорка в Гданьск. Частный самолет использовал здесь для туристических полетов и для того, чтобы добраться до места работы и перемещения между базами медицинской авиации по стране.
«В прошлом году, зимой, хотел перелететь Африку, но из-за ограничений по времени пришлось вернуться на работу. Была проблема с получением одного разрешения в Мавритании. Требовалось ждать, а тогда бы я не успел вернуться на работу. Не все и всегда удается», - объясняет Томек. Но недавно у него закончился трехлетний контракт и времени на полеты стало больше. Томек воспользовался этим шансом в полной мере, слетав своей Цессной до самого Таиланда.
«Я всегда летаю поэтапно, из тех соображений, что просто не могу себе позволить иначе. В сентябре я перегнал самолет из Сувалок в Грецию. Сначала полетел до Мельца, где приземлился с началом ночи. По пути к какому-то ангару встретил замечательного человека - Петра Ласку. Он мне помог заправить и подготовить машину к полету совершенно безвозмездно, а также нашел мне недорогой отель. Позднее полетел в Грецию в Кавали. Оказалось, что в аэропорту Афин идет ремонт и все самолеты направляют сюда, поэтому я не смогу там оставить самолет на два месяца, как планировал. Мне дали наводку на частный аэродром в 17 км от основного. Хозяина не было на месте, но мы договорились по телефону, что я могу оставить ему самолет. Когда я вернулся, хозяин оказался радушным человеком, увлеченным авиацией, конструктором, самостоятельно построившим автожир. За два месяца стоянки мой аккумулятор оказался никуда не годным. С хозяином аэродрома мы установили новый. И через 24 часа я был готов к дальнейшему полету. Вылетел на Родос, с Родоса в Хургаду в Египте. С Хургады – в Саудовскую Аравию. Из-за ошибки метеослужб пришлось приземлиться в аэропорту Дохи в Катаре. Если бы я обратился к его властям, то мне бы выписали счет за использование аэропорта на 2 тысячи долларов. Чтобы избежать таких расходов, я ночью вылетел в Абу-Даби через Персидский залив. Это не было таким уж безрассудным шагом как кажется. Весь залив утыкан нефтяными платформами и светятся в ночи, как небольшие городки. В Эмиратах я провел 3 дня и вылетел в пакистанский Карачи. Из Карачи в Ахмадабад в Индии. Далее путь прошел в Янгон в Бирме, а от туда в Таиланд. Там тоже договорился, оставить самолет у пилота, который работает на американское посольство. Я вообще никогда не боюсь кому-то оставлять самолет или давать его полетать. Сказал новому знакомому, чтобы пользовались с женой в свое удовольствие», - продолжает рассказ воздушный путешественник.
После преодоления более 10 000 километров Томек вернулся на родину рейсовым самолетом. Его Цессну ждет техосмотр, а потом Томек вернется, чтобы лететь дальше. «Куда? Вокруг света. Такое у меня намерение», - говорит пилот. «Уж если преодолен такой большой путь, разве не стоит замкнуть его с другой стороны? Я не собираюсь возвращаться». Сейчас пилот решает в какую строну ему лететь – в Австралию или через Японию и Россию на Аляску. Аляска ему знакома, так как летал туда по работе, когда еще жил в США. А вот в Австралии никогда не был. «Если я сейчас туда не полечу, то кто знает, будет ли еще такой шанс?», - шутит Томек.
Удивительно, но у него нет спонсоров, нет и лишних денег. Собственно говоря, они ему не нужны. Он не останавливается в пятизвездочных отелях, а многое ему удается при помощи доброжелательных людей. «Я отношусь к своим путешествиям, как к походам с рюкзаком. Нет и речи, чтобы вложить в них несколько тысяч долларов. И хочу показать, что такие путешествия доступны для большинства пилотов-любителей. Иногда ночую у знакомых, с которыми познакомился в дороге. Когда после приземления, в таких местах, как Абу-Даби, паркую самолет рядом с каким-нибудь King of Quatar, то мне подают лимузин, чтобы отвезти в отель. Тогда им говорю: покажите мне дорогу до ближайшего недорого мотеля, куда я могу доехать автобусом. Мне нужно просто переночевать. Полеты мне стоят настолько не дорого, что трудно в это поверить. Мой двигатель сертифицирован по MOGAS, т.е. в принципе могу летать на обычном 95-м бензине. Когда нет AVGAS, то это сильно облегчает мне задачу по заправке».
Своим примером польский пилот показывает, что многие ограничения сидят только в наших головах. «Хочу чтобы мои полеты стали мотивацией для тех, кто располагает только PPL. Чтобы не боялись. Все в их силах, и не правда, что надо 300 раз слетать от своего аэроклуба до какого-либо места в получасе полета», - считает Томек.
Пилот подсчитал, что уже приземлялся на 9 из 10 самых сложных аэродромах мира. Это было в Гондурасе, на Сабе, на Сант-Барт (одно из самых коротких в мире), на острове Сен-Мартен (подлетная зона прямо над пляжем). По его словам, нет ничего интереснее, чем посетить такие места, приземлиться там, где трудно назвать взлетно-посадочной полосой. Когда-то у него была мечта увидеть сверху замок Нойшванштайн, который появляется во многих мультфильмах Диснейя. Сбылась не только она. Он летал над самыми верхушками Альп и над Баварией по дороге на Майорку. А Доминиканы и острова Карибского моря Томек посетил много раз. Он облетел статую Свободы, летал надо льдами Гренландии и гейзерами Исландии.
О своих впечатлениях и приключениях польский пилот может рассказывать часами. Свои мечты он реализует в меру возможностей и простым доступным способом, не требующих больших расходов, чем он может себе позволить.
Будучи пилотом медицинской авиации, Томек часто видел смерть разных людей, при разных обстоятельствах, в том числе в авариях. Но это не отпугнуло его, а только навело на мысль, что нельзя откладывать жизнь на потом, надо осуществлять сои мечты. «Я никогда не жалел то том, что совершил какое-то путешествие, но жалею о тех, которые не совершил», - заключил Томек.