Инженеры BAE Systems приступили к новому этапу летных испытаний новейших технологий для беспилотных аппаратов в летающих лабораториях. Исследования проводятся на базе военных самолетов дооборудованных автоматическими системами пилотирования на производственных площадках фирмы в г. Вартон.
Целью испытаний является оценка возможностей беспилотных летательных аппаратов автономно оперировать в воздушном пространстве Великобритании. Для этого ученые и инженеры из BAE Systems предприняли новый этап летных испытаний с использованием Jetstream 31 в качестве летающих лабораторий. Полеты пока выполняются с экипажем на борту, он может в любой момент принять на себя контроль над воздушным судном. Испытания проходят в графстве Ланкашир в Великобритании.
Новейшие исследования финансируются из собственных средств компании BAE Systems и обходятся ей в 400 тысяч фунтов стерлингов. Они опираются на результаты предыдущей научно-исследовательской программы ASTRAEA (Autonomous Systems Technology Related Airborne Evaluation & Assessment), которая проводилась в 2008-2013 годах.
В течение серии из 17 полетов инженеры BAE Systems хотят убедиться в летной способности и безопасном функционировании автономных воздушных судов, управляемых при помощи спутниковых систем связи. Их преимуществом является глобальный охват, благодаря чему нет необходимости создавать отдельную дорогостоящую инфраструктуру.
Кроме того, исследуются новые технологии, связанные с обнаружением других участников воздушного движения, избежания столкновений с ними при использовании только визуальных средств типа видеокамер, вместо традиционных радаров. Результаты испытаний создадут базу сведений, на основе которых можно будет предсказать дальнейшее направление развития БПЛА, а также возможностей их использования в воздушном пространстве Великобритании для нужд, как военной, так и пассажирской и грузовой авиации. Предполагается, что уже в недалеком будущем они смогут заменить автопилоты и значительно облегчат работу экипажей.
В серии испытательных полетов принимает участие коллектив из бортовых инженеров и экспертов контроля движения в воздушном пространстве из организации NATS, которые будут заниматься мониторингом работы всех систем. Полеты продолжаются по 1,5 часа и проводятся на малозагруженном маршруте между Вартон и Инвернесс в Шотландии. Расстояние между аэропортами составляет 556 км, а высотам полетов – 4572 метра. Пилоты находятся за штурвалами только в момент взлета и посадки, остальную часть полета Jetstream выполняет полностью автономно.
Летающие лаборатории оснащены антеннами, принимающими сигналы транспондеров от других воздушных судов, а также смонтированными в кабине пилотов видеокамерами, которые служат «глазами» всей системы. Будучи подключенными к бортовому компьютеру со специальным программным обеспечением, они визуально оценивают обстановку в воздухе и в состоянии определить даже тип облаков. Система способна на основании визуальной информации произвести отклонение от маршрута, чтобы избежать попадания в сложные погодные условия.
«Нашей целью является демонстрация того, что автономные системы могут функционировать безопасно и эффективно. Совместно с NATS мы работаем над возможностью использования наших собственных беспилотных летательных аппаратов в строго контролируемом воздушном пространстве Великобритании. Испытательные полеты дают нам возможность проверить технологии, которые мы сможем применить не только на аппаратах собственного производства, но и предложить на рынке», - рассказал нашему корреспонденту Морен МакКуе, директор отдела исследований и технологий BAE Systems.
В свою очередь директор NATS заявил, что его организация находится в постоянном поиске современных решений, которые могли бы способствовать росту безопасности полетов, в том числе и в связи с бумом беспилотных летательных аппаратов, управляемых как любителями, так и профессионалами в воздушном пространстве Великобритании. В этом отношении сотрудничество с BAE для NATS является ключевым.
За последние 20 лет BAE Systems разработала и произвела широкую гамму беспилотных воздушных судов. В настоящее время она работает над созданием боевого БПЛА Future Combat Air System в сотрудничестве с французской Dassault в рамках программы, стоимость которой может составить 1,5 миллиарда фунтов стерлингов. В результате программы ожидается появление действующих прототипов летающих боевых роботов. С помощью министерства обороны и других организаций BAE Systems уже спроектировала и изготовила Taranisa – действующую модель боевого БПЛА, который является в настоящее время самым совершенным и технологически передовым самолетом в Великобритании.