
Последний доклад американской Комиссии Палаты представителей по вопросам вооруженных сил содержит вызывающие беспокойство вопросы – располагает ли новый палубный боевой самолет для US Navy и US Marine Corps – Lockheed Martin F-35C Lightning II – способностями и характеристиками, позволяющими успешно использовать его на поле боя. По данным 600-страничного доклада, касающегося расходов на оборону в 2019 году, главным недостатком этого самолета является слишком малая дальность полета с запасом топлива во внутренних баках.
«Введение в эксплуатацию F-35C значительно увеличит боевые возможности, но для проведения атак на приоритетные цели может быть необходима большая дальность полета, поскольку авианосцы, с которых будут оперировать Lightningi II, могут быть вынуждены находится далее от неприятеля, чтобы избежать поражения ракетами, имеющими все большую дальность», - говорится в докладе.
КНР уже имеет в своем арсенале «убийцу авианосцев» - противокорабельную баллистическую ракету DF-21D с дальностью действия 1480 км, а также ее усовершенствованную версию DF-26, способную поражать цели на расстоянии 3000-4000 км, достаточной для уничтожения американских военных объектов на острове Гуам. Немного отстала от Китая и Россия, получившая на вооружение гиперзвуковую (по заявлению МО РФ) ракету Х-47M2 «Кинжал», которая предназначена для установки на истребители МиГ-31Л, и радиусом действия около 2000 км.
Американская управляемая ракета Tomahawk обладает радиусом дальностью 1850 км и US Navy ожидает принятия на вооружением противокорабельной версии в течение 4 лет. «Принимая во внимания китайские и отчасти российские шаги в создании противокорабельных ракет, а также планируемый срок службы F-35 в течение 60 лет, можно предположить, что за это время потенциальные противники будут в состоянии удерживать американские авианосцы на удалении 1850 км и больше от своей территории», - утверждают критики проекта F-35.
Комиссия не требует отказаться от закупки F-35C, но настаивает на покупке новых типов боевых самолетов. «После расходов в миллиарды долларов на F-35C до того как самолеты будут готовы к службе, законодатели уже размышляют о следующем палубном самолете», - сказал корреспонденту портала
aviav.ru бывший аналитик US Navy Брайан Кларк.
По мнению некоторых аналитиков, рапорт демонстрирует насколько плохо с самого начала был спроектирован F-35. Вопрос о противокорабельных ракетах появился не сейчас, а обсуждался давно и не был учтен при создании палубной версии. «Конструктивная сложность F-35 растянула процесс проектирования почти на 20 лет, а это означает, что мы не успеваем на появляющимися угрозами», - считает один из американских аналитиков.
Планы Пентагона предусматривают покупку 273 единиц F-35C для US Navy и 67 F-35C для USMC. US Navy уже приобрела 28 F-35C и заказала 9 очередных на следующий налоговый год. Однако первые из них появятся на палубах авианосцев только в 2021 году.
По последним донесениям оперативная дальность полета F-35C с запасом топлива во встроенных баках составляет всего 1240 км. Разумеется, что дозаправка в воздухе увеличивает радиус его действия, однако если ее совершать в зоне действия самолетов или ПВО противника, это ставит под угрозу собственные самолеты.
Пресс-секретарь US Navy Лорен Чатмас утверждает, что такой риск оправдан, так как дозаправка происходит вдали от неприятеля Но Кларк считает, что в этом случае истребители противника могут обнаружить американские самолеты, даже выполненные по технологии stealth. Другим последствием слишком малой дальности полета F-35C является нахождение авианосцев US Navy слишком близко к неприятельской территории либо самолетов и кораблей противника, что увеличивает угрозу повреждения или уничтожения авианосцев.
Факт, что ограниченный радиус действия F-35C ухудшает его боевые способности не слишком обеспокоил общественное мнение. В докладе делается обращение к Секретарю морской авиации, чтобы он до января следующего года представил методы решения этой проблемы, учитывая возможности использования пилотируемы и беспилотных самолетов-заправщиков, которые увеличить оперативные возможности истребителя в зонах насыщенных авиацией и средствами ПВО противника. Во внимание принимается разработка летающего топливозаправщика, обладающего свойствами stealth (которая de facto уже ведется -
Lockheed Martin рассекретил проект MQ-25), новых двигателей или высокоточного вооружения с большей дальностью действия.